Карелия начала уставать от туристов. До испанских страстей с массовыми протестами против туризма, которые на днях охватили Канарские острова, дело, конечно, пока не дошло, но недовольство гостями, зачастившими в республику, проявляется всё чаще.
Центром очередного резонанса стал посёлок Хийденсельга на берегу Ладожского озера, где в прошлом году построили новый причал, который сразу сделал это местечко в национальном парке "Ладожские шхеры" своего рода "круизным хабом" для туристов из Петербурга и Ленобласти. Туристический поток вроде как транзитный, отсюда путешественники дальше едут на автобусах в Сортавалу и Рускеалу, но фотографируют и самобытную Хийденсельгу, включая непарадные задворки. И эти снимки, распространяемые в соцсетях, очень обижают местных. А когда выяснилось, что в конце июня петербуржцы приедут сюда на трёхдневный музыкальный фестиваль, местные решили этого не допустить: подключили СМИ, прокуратуру, администрацию нацпарка…
В обращениях, которые распространяются от имени "аборигенов", акцент делается на отсутствие инфраструктуры: туалетов и даже мусорных урн в деревне нет. Организаторы уже вышли на связь с недовольными и пытаются всё уладить, так что чем завершится очередное противостояние "пришлых с местными" — пока сложно сказать.
Власти Карелии планируют поднять вклад туризма в ВРП с нынешних 3% как минимум до 8%, а в перспективе считают достижимой долю туризма и в 20%. Однако только за последние несколько месяцев на развитие туробъектов, нарушающих безмятежный уклад глубинки, пожаловались жители уже целого ряда карельских местечек: и в Суйсари на Онежском озере (там строят туркомплекс из морских контейнеров), и владельцы частных домов на полуострове Ринда, с которыми соседствуют несколько турбаз, и жители Намоево в Прионежском районе, и особенно в Спасской Губе, где хотят построить новый горнолыжный курорт.
Продолжают борьбу с турбизнесом и жители карельской деревеньки Киндасово: некогда "самая весёлая деревня России" активно привлекала гостей, но потом её обитателям жить стало невесело среди ежедневных толп туристов. Власти республики открыто говорят, что недовольные местные — это чаще всего те же петербургские дачники, спокойствие которых теперь нарушают шумные приезжие. Но какой–то баланс всё же придётся искать.