"Деловой Петербург" расширяет линейку мероприятий для партнёров издания и резидентов своего Экспертного клуба. В числе успешных форматов уже дискуссионные сессии, выездные экскурсии, а также специальные условия для участия в спецпроектах, конференциях, корпоративных стартах и тимбилдингах. Ещё выше планку ценности решено поднять с помощью обучения руководителей.
Первый тренинг уже привлёк интригой и неким вызовом в названии: "Наказание как эффективный способ мотивации". Это часть программы "Менеджмент" русскоязычного представительства Gustav Käser Training International, которое возглавляет Семён Черноножкин.
Он и презентовал на закрытом мероприятии "ДП" концентрат идей и инструментов, которые призваны повысить эффективность управленцев за счёт изменения их представлений: о коммуникации, восприятии сотрудников, рабочих ситуациях, механизмах, которые стоит применять для достижения результата — и даже моментах, когда лучшим выбором будет ничего не делать. Однако такое "сохранение энергии" не касается процесса саморазвития: он должен быть непрерывным.
PRO актуальность
Такую необходимость подтверждают и компании — лидеры в своих отраслях, и исследования общих бизнес-настроений в стране. Например, в "Сколково" пришли к выводам, что в 2023-2024 годах приоритетными задачами для компаний являлись обучение и развитие под новые задачи и вызовы. Причём в топ-5 трендов обучения входит "фокус на личные навыки". При этом, по данным экспертов, сегодня для руководителей в бизнесе важны такие навыки, как: управление людьми, операционная эффективность, лидерство, управление изменениями.
“
Управление изменениями — самый высокий логический уровень менеджмента. В книге размышлений Марка Аврелия есть целая страница, посвящённая молодости как состоянию души. Я направляю её своим слушателям для вдохновения. Потому что общий вывод в ней такой: молод тот, кто не устал меняться, — говорит Семён Черноножкин. — Изменения есть основа управления. Если человек считает, что он всё знает и умеет как руководитель, учиться ему больше нечему — подразумевает, что никаких изменений не происходит. А надо учиться получать удовольствие от изменений".
И, судя по реакции резидентов Экспертного клуба и партнёров "Делового Петербурга" на содержание тренинга, процесс действительно увлекательный. Всего за несколько часов слушатели прошли разные стадии: были и отрицание, и принятие, и торг. Но главное — абсолютное понимание, для чего это необходимо каждому руководителю.
"Мне очень понравилось это мероприятие, потому что оно заставляет думать, анализировать и на некоторые вещи смотреть под другим углом. Для любого руководителя то, что касается взаимодействия, мотивации, выстраивания отношений в команде, — это очень важно", — поделилась впечатлениями президент Санкт-Петербургской коллегии адвокатов "Династия" Ирина Прохоренкова.
Семён Черноножкин пояснил, что компания Gustav Käser Training International проводит корпоративные тренинги уже более 60 лет более чем на 25 языках в разных странах мира — и, собирая опыт лидеров, аккумулирует знания в эффективные стратегии, нацеленные на облегчение процесса перемен для компаний и их руководителей. В текущих условиях скорость адаптации имеет решающее значение для бизнеса. Поэтому такой подход нацелен на повышение результативности: как личной — для руководителя, так и командной.
При этом ещё в самом начале Семён Черноножкин заявил аудитории: "Мы на тренинге не работаем над тем, как менять других людей". Идея проста: руководитель должен принять, что основное препятствие для достижения лучших результатов — он сам, а не окружающие люди или внешние обстоятельства. "Я" и недостаток полученной информации, нечёткие техзадания и пр. — причина всех следствий. И в рамках курса "Менеджмент" участники осваивают механизмы, которые можно использовать, чтобы влиять на других, изменив собственные представления.
Один из способов это проработать — практика на тему порицания сотрудников.
Действовать, когда нужно
Одно из ещё "допандемийных" исследований агентства Gallup показало, что обратная связь от руководителя может повысить личную производительность сотрудника почти на 60%. А если обобщить исследования, касающиеся требований представителей поколения Z, за которыми сегодня идёт HR-охота, то один из основных запросов — "атмосфера в коллективе". Всё это говорит о важности личного участия руководителя в жизни сотрудника.
“
Человек забыл, разучился думать и понимать, что он работает с человеком. Поэтому менеджмент с человеческим лицом — это попытка выразить идею, что управлять я могу хорошо только тогда, когда вижу перед собой человека, личность. Я могу продавать хорошо, оказывать хороший сервис и так далее — когда я общаюсь с человеком. И я был хорошим коллегой только тогда, когда вижу перед собой не функцию, а человека", — поясняет Семён Черноножкин.
И при этом человека "цельного", уточняет тренер: то есть мы говорим не о сотруднике, который пришёл и отработал полагающееся время, а о персоне, у которой есть жизнь за пределами компании. То есть брать во внимание его жизненные ситуации, приоритеты, ценности и так далее. Это тоже имеет влияние на бизнес: когда человек чувствует, что его воспринимают как личность, уровень отдачи растёт. Но при этом нельзя уходить в крайности и занимать позицию родителя или медиатора, напоминает Семён Черноножкин. Насколько это сложно, участники тренинга убедились, поучаствовав в спарринг-сессии.
Для разогрева командам, на которые разбились резиденты Экспертного клуба и партнёры "Делового Петербурга", было дано четыре ситуации для разбора — и предложено выбрать вариант действий руководителя: когда сотрудника "вызвать на ковёр", когда оставить всё без внимания, когда "взять на карандаш", а когда и вовсе уволить, участники мероприятия решали совместно, учитывая позицию и опыт других.
Выяснилось, что в трёх случаях не нужно было делать ничего. Это касалось ситуаций, когда руководителю сообщили какую-то информацию другие: шеф, родственники, сотрудники или кто-то ещё. "Внешняя причина не должна приводить меня в движение; порицать можно только на основании личной информации. Во всех других случаях — должно быть затрачено "ноль" калорий", — прокомментировал Семён Черноножкин. И следом дал задание отработать разговор с сотрудником, который, казалось бы, провинился. В этот раз три ситуации — и ролевая игра.
"Со всеми этими ситуациями, которые были сегодня обыграны в ходе тренинга, мы сталкиваемся в работе, может быть, не каждый день, но достаточно регулярно — возможность их смоделировать и посмотреть, как это выглядит со стороны, как может на это реагировать твой подчинённый, понять, какие ошибки допускает сам руководитель, — это очень ценно. К сожалению, действительно, как многие сегодня сказали, в жизни нельзя это переиграть, зато такое моделирование позволяет это сделать. Мы получили массу полезных навыков, которые даже не ожидали опробовать на себе", — рассказал руководитель отдела правового консультирования ООО "Консультационная группа "ТИМ" Илья Трофимов.
Семён Черноножкин прокомментировал действия каждого руководителя, рассказал, как в каждой из рассмотренных ситуаций порицание может перерасти в мотивацию, как контролировать диалог, чтобы хвалить, почему важно быть проницательным, а не проводить "разговор для галочки". Но, конечно, в один тренинг не уместить весь курс "Менеджмент", поэтому участники получили лишь несколько "спойлеров", которые при внедрении в практику позволят повысить собственную результативность и эффективность бизнеса.
По общему признанию, такой формат мероприятий "ДП" получил высокую оценку с точки зрения пользы и ценности. Поэтому календарь проектов издания будет расширяться за счёт обучающих проектов.