07:0429 августа 202407:04
11010просмотров
07:0429 августа 2024
Рост цен на легковые автомобили и ожидаемое повышение утильсбора привели этим летом к оживлению параллельного импорта. Растёт спрос на машины и премиум–класса, и стоимостью 2–5 млн рублей.
В 2023 году эксперты оценивали долю параллельного импорта на российском рынке легковых автомобилей в 11–12%. В текущем году она сократилась до 8–9%. А после роста ставок утильсбора, который запланирован на предстоящую осень, может снизиться ещё больше.
Между тем летом игроки этого рынка фиксируют всплеск заказов физических лиц на авто из–за рубежа. При этом речь идёт не только о машинах премиум–класса, но и об автомобилях стоимостью от 2 млн до 5 млн рублей. За доставку "железного коня" в Россию под ключ посредники берут 100–300 тыс. рублей, и спрос на их услуги растёт, рассказали "ДП" представители отрасли.
По их оценке, интересы дилеров на рынке параллельного импорта сконцентрированы в премиум–классе, который позволяет получить максимальную маржу. Относительно недорогие автомобили, где прибыль меньше, всё чаще привозят посредники–физлица. При этом подавляющую долю в этом объёме импорта занимают автомобили из Европы и Азии с небольшим пробегом, в возрасте до 3 лет. Считается, что такая машина — хорошая альтернатива новой китайской или российской.
Нужна рабочая шенгенская виза
На сайте объявлений "Авито" сегодня выложено более сотни предложений от частных лиц и компаний с предложениями о покупке и ввозе автомобилей из Европы в Россию.
“
"За таможенное оформление берём от 50 тыс. рублей и от такой же суммы — за подбор машины. Покупатель получает уже готовый автомобиль с ПТС России, где будет первым собственником", — рассказывает посредник Евгений.
По его словам, у него есть открытая шенгенская рабочая виза, а автомобили он с партнёром выбирает и привозит сам. Чаще всего — 2019–2020 годы выпуска с небольшим пробегом. Это наиболее оптимально с учётом таможенных пошлин, хотя есть возможность ввезти и санкционные варианты стоимостью от 50 тыс. евро, говорит Евгений. Кроме автомобилей он поставляет и продаёт подержанные запчасти на машины иностранных брендов, ушедших из России, в основном европейских.
Поиск авто в Европе начинается после внесения аванса 20%, говорит посредник Михаил. По его словам, выбор машины происходит через чат в мессенджере, куда находящийся в Европе партнёр присылает фото и видео автомобиля, выставленного на продажу, например, в Германии. "Бывает, выезжаем и осматриваем пять–семь автомобилей по одному заказу. Количество обращений этим летом значительно выросло. Процесс непростой: клиенты переживают, для многих это первый опыт заказа автомобиля из–за рубежа. Но покупка у дилера по нынешним ценам просто неадекватна", — полагает он. По словам Михаила, автомобили с объёмом двигателя более 1,9 литра сегодня везут автовозами через Турцию.
Покупая такую машину через непроверенного частника, автовладельцы действительно рискуют. В числе очевидных возможных проблем — скрученный пробег, сокрытие фактов перекраски элементов или аварий в "прошлой жизни" автомобиля.
"Дропы" уходят в прошлое
Этим летом интерес растёт и к покупке новых автомобилей на заказ из–за границы. Количество заявок на них в августе на 78% больше, чем, скажем, в мае, говорит руководитель проекта CDEK.Shopping Auto Александр Кривомаз. В числе самых популярных автомобилей для заказа минувшей весной он называет Toyota Corolla стоимостью от 2,5 млн рублей, Toyota RAV4 (от 3,2 млн) и Volkswagen Tiguan (3,9 млн рублей). В августе в число самых популярных вошла Mazda CX–5 Smart (Zhi Ya) стоимостью от 3,6 млн, Toyota RAV4 Elite Plus (от 2,9 млн) и Xiaomi SU7 от 4,7 млн рублей.
"Китайские автомобили набирают популярность, несмотря на их широкую представленность в России и неоднозначные мнения о качестве их эксплуатации. Например, в топ августа также попал LiXiang L6 Max стоимостью от 5,6 млн рублей", — отмечает Александр Кривомаз.
На данный момент заказы на импорт новых легковых авто поступили из 50 городов России. В том числе на август около 19% из них из Петербурга, говорит Александр Кривомаз. Он подтверждает, что основные сложности связаны с заказами из Европы: их везут через Турцию, что увеличивает сроки.
Физические лица стали чаще импортировать в Россию новые легковые машины ещё в 2022 году. По оценкам "Автостата", если в 2021 году на долю "физиков" приходилось всего 2% новых автомобилей, привезённых из–за рубежа, то в 2022–м — уже 28%. Такое изменение произошло за счёт параллельного импорта. Значительную часть этого рынка составляли "дропы", то есть посредники из Белоруссии и с Дальнего Востока: через них растаможивали автомобили, чтобы воспользоваться льготной ставкой утильсбора. По документам "дроп" проходил как продавец и имел рычаги влияния на конечного владельца. Однако сегодня этот рынок постепенно "обеляется": в сделках отказываются от промежуточных собственников, а документы при покупке оформляют на конечного покупателя (физическое лицо или дилера).
Всё — в утиль
Минпромторг предложил с осени увеличить утильсбор на машины, ввезённые из–за рубежа, и ввести шкалу индексации. Как сообщалось, ставка на легковые автомобили в первый год вырастет на 70–85%, а затем будет расти на 15–20% ежегодно в течение следующих 6 лет.
Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) выступает категорически против индексации ставок утильсбора и уже обратилась с просьбой об этом к премьер–министру Михаилу Мишустину. По оценке экспертов ассоциации, иномарки подорожают вдвое и рынок значительно сократится. "Если в 2014 году 33% людей могли купить себе новый автомобиль, в 2023 году их стало 14–15%. Если будет планомерное увеличение утильсбора, только 5–7% граждан смогут приобрести новую машину", — приводил пример исполнительный директор РоАД Игорь Чикин.
Впрочем, дилеры, которые сотрудничают с АвтоВАЗом (как и сам этот автоконцерн), выступают, наоборот, за немедленное повышение ставок утильсбора. По мнению оппонентов, российские автовладельцы не откажутся от покупки, а пересядут на машины, собранные в нашей стране. Государство будет субсидировать отечественных производителей, цены останутся на прежнем уровне, а объёмы производства вырастут, полагают они.
Игроки параллельного рынка, опрошенные "ДП", не особенно опасаются роста ставок утильсбора. Автомобиль доставляют до конечного пользователя, и физическое лицо напрямую оплачивает утилизационный сбор 3400 рублей. Для тех россиян, кто привозит автомобили для перепродажи в течение года, или для юридических лиц утилизационный сбор увеличится с 1 октября и, по разным оценкам, может составить от 150 тыс. до 2,3 млн рублей. Таким образом, индексация коснётся только юридических лиц и физлиц, которые занимаются перепродажей, полагает Александр Кривомаз. Итоговая цена такого автомобиля в салоне дилера увеличивается также за счёт одной из ключевых составляющих его доходности — дополнительных услуг и аксессуаров, добавляет он.