Ростехнадзор заявил о передаче функций конструкторского сопровождения строительства атомных ледоколов проекта 22220 подконтрольному "Роснефти" АО "ЦКБ “Айсберг”". Речь о контрактах на 3 млрд рублей.
О передаче полномочий по конструкторскому сопровождению мощнейших в мире атомных ледоколов проекта 22220 стало известно из письма руководителя "ядерного" управления Ростехнадзора Игоря Новакова. Письмо адресовано бывшему руководителю подконтрольного Объединённой судостроительной корпорации АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" Игорю Чорному, уволенному в середине апреля на фоне спора с Ростехнадзором из–за приостановки лицензии, дававшей право сопровождать проект 22220.
Лицензии похожи, но не одинаковые
В письме, датированном 26 апреля, врио начальника управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Игорь Новаков связывает передачу конструкторского сопровождения строящихся на Балтийском заводе атомоходов с приостановкой 1 ноября 2023 года лицензии "ОСК–Айсберг" на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии. Соответствующее решение Северо–Европейское межрегиональное теруправление Ростехнадзора вынесло 17 октября после проведения проверки соблюдения "ОСК–Айсберг" условий лицензирования. Проверка выявила многочисленные нарушения, её результаты компания сейчас оспаривает в петербургском и московском арбитражах. Там слушаются семь исков "ОСК–Айсберг" к Ростехнадзору, его Северо–Европейскому управлению, Федеральной антимонопольной службе и Балтийскому заводу, но ни по одному не вынесено решение, которое вступило бы в законную силу.
Сегодня действующая лицензия с указанием объекта применения "суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, суда атомно–технологического обслуживания" осталась только у подконтрольного "Роснефти" ЦКБ "Айсберг". Но лицензии "ОСК–Айсберг" и "Айсберга" "Роснефти" не совсем одинаковые. У первой в разделе "Область действия лицензии" указаны "разработка конструкторской документации универсального атомного ледокола с реакторными установками РИТМ–200 (проект 22220)" и "корректировка конструкторской документации, выполнение проектных работ по модернизации универсального атомного ледокола… проекта 22220". В соответствующем разделе лицензии "Айсберга" "Роснефти" такой конкретики нет, там общая фраза: "настоящей лицензией… предоставляется право проектирования и конструирования ядерных установок применительно к объектам: суда и иные плавсредства с ядерными реакторами, суда атомно–технологического обслуживания…".
По мнению Игоря Чорного, это подтверждает, что лицензия "Айсберга" "Роснефти" не даёт ему права на конструкторское сопровождение проекта 22220, а такое право есть только у "ОСК–Айсберг". Впрочем, с 11 апреля Игорь Чорный не имеет к "ОСК–Айсберг" отношения — пост гендиректора компании занял бывший топ–менеджер Балтийского завода Игнатий Воденников. Так основной акционер "ОСК–Айсберг" (у Балтийского завода 85% его акций) выразил своё отношение к борьбе Игоря Чорного с "Айсбергом" "Роснефти" за конструкторское сопровождение проекта 22220.
Не представляется возможным
В своём письме Игорь Новаков называет "ОСК–Айсберг" компанией, которая с момента получения лицензии до момента её приостановки 1 ноября 2023 года занималась конструкторским сопровождением атомных ледоколов проекта 22220. По данным сайта Ростехнадзора, "ОСК–Айсберг" получил лицензию в ноябре 2017 года, головной атомоход данного проекта "Арктика" Балтийский завод передал "Атомфлоту" (входит в госкорпорацию "Росатом") в октябре 2020–го. Создаётся впечатление, будто всё это время "ОСК–Айсберг" занимался конструкторским сопровождением строительства мощнейших в мире атомоходов.
Однако из арбитражной практики видно, что конструкторским сопровождением строительства ледоколов проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал" занималось подконтрольное "Роснефти" ЦКБ "Айсберг" — автор этого проекта. Портал "Электронное правосудие" опубликовал материалы 11 судебных споров, в которых ЦКБ "Айсберг" взыскивало с Балтийского завода долги за это сопровождение. Тяжба завершилась в декабре стопроцентной победой конструкторского бюро, взыскавшего с завода 300 млн рублей.
Игорь Чорный считает, что формулировка в письме руководителя "ядерного" управления Ростехнадзора подтверждает тот факт, что "Айсберг" "Роснефти" не имеет права на конструкторское сопровождение проекта 22220. "Работы по конструкторскому сопровождению 22220 без “ОСК–Айсберг” выполнялись незаконно", — считает бывший руководитель компании.
Ростехнадзор же, по мнению Чорного, действует в интересах "Роснефти", чей "Айсберг" претендует на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе. По его словам, приблизительная стоимость конструкторского сопровождения одного атомохода проекта 22220 составляет 500 млн рублей, соответственно речь идёт о контрактах примерно на 3 млрд.
"С целью недопущения возможного перерыва в конструкторском сопровождении строящихся и эксплуатируемых атомных судов все полномочия по конструкторскому сопровождению переданы разработчику проекта 22220 — АО “ЦКБ “Айсберг”, в связи с чем дальнейшее осуществление АО “ЦКБ “ОСК–Айсберг” функций головной конструкторской организации по проекту 22220 не представляется возможным…" — пишет Игорь Новаков в последних строках своего письма.
Генеральный директор АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" Игнатий Воденников предложение прокомментировать заявление Игоря Новакова проигнорировал.
Вершина айсберга разногласий
По словам директора по качеству АО "Норма–Энергоатом" (производит оборудование для ремонта объектов ядерной энергетики) Алексея Скобелкина, для Минпромторга несоответствие названия, указанного в разделе "Область действия лицензии" объекта, тому, где планируется проводить работы, — повод отказать в праве на работы.
"У нас был случай, когда Ростехнадзор не позволил работать с энергетическим оборудованием на хранилищах ядерных отходов только потому, что конкретные хранилища не указаны в нашей лицензии. По–моему, такой подход — формализм и бюрократия. Абсурдно писать область применения вплоть до типа оборудования. Вполне достаточным было бы категорирование классов сложности: отдельно корпусники, отдельно электрики, отдельно ядерщики. Если компания подтвердила достижение необходимого класса проектирования, этого должно быть вполне достаточно, чтобы разрешить ей работать с любым оборудованием соответствующего класса", — полагает руководитель "Норма–Энергоатом".
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров считает, что не совсем одинаковые формулировки областей действия лицензий обоих "Айсбергов" — сами по себе вершина айсберга разногласий между ОСК и "Роснефтью" из–за строительства атомного ледокольного флота страны и развития Северного морского пути.
"Очевидно, что лицензия АО “ЦКБ “Айсберг” более широкая и касается не только ледоколов проекта 22220. Что понятно, поскольку это бюро разрабатывает и проектирует атомные ледоколы следующего поколения проекта “Лидер”, которые будут строиться на дружественной “Роснефти” верфи “Звезда” в Большом Камне. В лицензию “Айсберга” “Роснефти” попадает и проектирование плавучих электростанций, которыми бюро также занимается. Лицензия же “ОСК–Айсберг” по сути позволяет участвовать в технологической цепочке по проектированию, строительству и модернизации исключительно ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе, подконтрольном ОСК", — говорит юрист.