Российские производители лифтов пока не могут полностью импортозаместить электронные компоненты.
Совокупная выручка крупных производителей лифтов из Петербурга и Ленинградской области за год выросла более чем на 50%. По данным системы "Контур.Фокус", в 2022 году она составляла около 3,3 млрд рублей, а в 2023–м увеличилась на 1,8 млрд и превысила 5 млрд рублей.
Сколько зарабатывают производители лифтов
Сильнее всего выросла выручка ООО "МЛМ Невский лифт" (компания создана в 2015 году как совместное предприятие с участием белорусского ОАО "Могилёвлифтмаш"). Сумма стала больше на 76%, увеличившись с 1,4 млрд до 2,5 млрд рублей.
ООО "Санкт–Петербургский лифтовой завод" (создано в 2009 году на основании соглашения о сотрудничестве между правительствами Петербурга и Республики Беларусь, зарегистрировано в деревне Разбегаево Ломоносовского района Ленинградской области) заработало на 59%, или на 641 млн рублей, больше. Выручка за 2023 год составила 1,7 млрд рублей.
На 26% увеличилась выручка ЗАО "Предприятие “Парнас”" (235,3 млн рублей за 2023 год). И лишь ООО "Алекс–Лифт" закончило прошлый год с уменьшением выручки на 7% (720,1 млн рублей).
Отметим, что всего в России примерно два десятка крупных производителей лифтов, общий объём выручки которых составляет около 70 млрд рублей.
Сколько лифтов производится в России
Как рассказал "ДП" вице–президент Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров, основные проблемы, с которыми столкнулась отрасль, постепенно решаются. "Российская промышленность наладила разорванные логистические цепочки поставки комплектующих. Правда, существенно дороже (чем было раньше. — Ред.)", — отметил эксперт.
По его словам, принципиальные вопросы остались в разрезе изготовления компонентной базы микропроцессорных систем управления лифтом, частотных регуляторов и выпуска лебёдок в должном количестве.
Нишу высокоскоростных и уникальных лифтов закрыли поставщики из нейтральных стран. Российская промышленность также осваивает серийный выпуск лифтов со скоростями от 2,5 до 6 м / c, позволяющих обслуживать здания в 50–60 этажей.
По данным комитета по аналитике и статистике НЛС, в Единой лифтовой информационно–аналитической системе за 2023 год зарегистрировано лифтов, произведённых в России, — 64,7%, в Белоруссии — 16,1%, импортированных из других стран — 19,2%.
По экспертной оценке, всего в эксплуатации в России находится 650–700 тыс. лифтов. Сюда входят как жилые, так и нежилые здания. Около 100 тыс. лифтов отработали свой срок службы, который составляет 25 лет, добавил Захаров.
В среднем на замену одного лифта в многоквартирном доме требуется 3,4–3,8 млн рублей. Таким образом, на замену всех выработавших свой ресурс лифтов в стране может потребоваться около 340 млрд рублей.
Ежегодно устаревают около 15–18 тыс. лифтов. Производится за тот же период более 40 тыс. машин, включая как предназначенные на замену, так и установленные в новостройках. "Промышленность сможет их выдать при должном финансировании", — подчёркивает Захаров.
Как изменятся сроки замены лифтов
Согласно регламенту Таможенного союза, отработавшие своё лифты должны быть заменены к 15 февраля 2025 года. Впрочем, обсуждалась возможность переноса этого срока. Как сообщал ТАСС со ссылкой на замглавы Минстроя Алексея Ересько, уже получены принципиальные согласования органов власти.
"Написали предложение до 2030 года, но посмотрим, как это будет оценено, какая будет возможность. Минимальный, конечно, срок, на который бы хотелось продлить, — это 2027 год", — говорил Ересько. При этом он признавал, что сроки нельзя слишком растягивать, "потому что это может привести к тяжёлым последствиям". Но замена в рамках госпрограмм всех отслуживших лифтов до 2025 года попросту невозможна.
В городском Фонде капитального ремонта отмечали, что в Петербурге по состоянию на 2023 год в многоквартирных домах требовалось заменить около 7 тыс. лифтов. Как говорил временно исполняющий обязанности генерального директора фонда Дмитрий Шутов, в 2024 году в Петербурге предстоит поменять более 2,5 тыс. лифтов при помощи субсидии правительства Петербурга. В фонде считают, что обновление лифтов остаётся критически важной задачей.
В Госдуме отмечали, что замена лифтов — один из самых дорогих видов работ в многоквартирном доме. Самим собственникам оплатить его зачастую не под силу. В связи с чем парламентарии приняли весной обращение к федеральному правительству с просьбой содействовать разрешению сложившейся ситуации.
Какие сложности с производством лифтов
"Импортозамещение — важнейшая задача, которая сегодня стоит перед российской лифтовой отраслью. Она касается как Санкт–Петербурга, так и других регионов страны", — сообщили "ДП" в пресс–службе ООО "Метеор лифт". Зарегистрированное в Москве предприятие прежде принадлежало Otis Worldwide Corporation, теперь — российскому холдингу S8 Capital. Оно имеет заводы в Петербурге и в Щербинке. В компании пояснили, что в первую очередь речь идёт о системах управления лифтом и других электронных высокотехнологичных устройствах, которые в настоящее время не производятся в нашей стране.
"Уровень локализации по ряду продуктов достигает 90%, и мы работаем над повышением этого показателя до 100%", — отметили в "Метеор лифт".Там говорят, что создали научно–производственное предприятие, задача которого — разработка отечественных систем безопасности, управления лифтов и так далее. Одна из самых сложных задач, которая стоит перед специалистами НПП, — создание отечественного частотного преобразователя. Без него невозможно добиться плавного движения кабины лифта и точной остановки на этажах. В прошлом году компания выиграла открытый конкурс Минпромторга на разработку этого оборудования и получила субсидию. Серийное производство преобразователя там планируют начать в 2025 году.
"Мощность нашего завода в Санкт–Петербурге составляет 10 тыс. лифтов в год. В планах — увеличить её до 15 тыс.", — добавили в компании.
Какие изменения ждут лифтовую отрасль
Перспективы отечественного лифтостроения активно обсуждаются на федеральном уровне. В марте председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что к маю должна быть подготовлена дорожная карта — программа возрождения отрасли. "Надо восстановить все наши заводы и загрузить их максимально", — отмечала спикер. По данным "Коммерсанта", одним из предложений была регламентация расходов управляющих компаний на обслуживание лифтов (чтобы безопасность не приносилась в жертву экономии).
В Минстрое сообщали, что рассматривается вопрос перехода на закупки лифтов напрямую у производителей (а не у монтажных организаций, как часто происходит ныне). Но эта инициатива требует детальной проработки.
"Совместно с Минстроем и Минпромторгом мы должны исключить из всех цепочек посредников и номинальные компании, которые собирают лифты из непонятных запчастей полукустарным способом", — отмечал председатель комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Сергей Пахомов. Также парламентария беспокоит облик отечественных лифтов. "Мы, конечно, ждём, что заводы сильно поднапрягутся и лифты наши будут качественными, красивыми. Красота — это тоже важно, потому что это настроение", — цитирует депутата Интерфакс. Эстетика волнует и петербургское руководство. В апреле вице–губернатор Петербурга Николай Линченко обратил внимание на то, что застройщики часто предпочитают лифты иностранных марок, поскольку это позволяет привлечь больше покупателей квартир.
"Большое количество металла в лифте — это супер. Советская микросхема — самая большая микросхема в мире. Не факт, что надёжнее", — иронизировал тогда вице–губернатор. И предложил провести ребрендинг Щербинского лифтостроительного завода. По его мнению, сейчас на отечественном бренде есть негативный отпечаток, "поскольку “в щербинке” многие в этой жизни застревали".
"Деловой Петербург" направил вопросы в Минстрой и в профильные комитеты Смольного — жилищный и по строительству.