Учить и лечить по–новому: молодым врачам не хватает знаний и эмпатии

Автор фото: ТАСС

Представители власти и врачебного сообщества недовольны качеством подготовки молодых специалистов. Для решения проблемы нужно не только повышать зарплаты, но и стимулировать интерес к профессии.

Проблема дефицита медицинских кадров и качества подготовки будущих врачей актуальна не первое десятилетие. В медицинском сообществе считают, что корень зла кроется в отсутствии у современных студентов полноценной практики, а также в нехватке мотивации.

С нулевого уровня

Во время обсуждения отчёта правительства РФ о работе за 2023 год в Госдуме одной из самых острых тем стали претензии по поводу несовершенства системы подготовки медицинских специалистов. И обеспокоены этим не только депутаты. Опрошенные "ДП" эксперты подтверждают, что молодые врачи, начинающие работу в медучреждениях, не обладают необходимыми навыками и умениями.
"Сегодняшний уровень подготовки выпускников очень низкий, — комментирует Игорь Азнаурян, научный руководитель платформы “Онлайн Око”. — К нам в клинику приходят врачи после окончания ординатуры, которых в дальнейшем мы обучаем около 2 лет. С точки зрения детской офтальмологии специалисты приходят с нулевыми знаниями, поэтому приходится учить всему с самого начала. Сложность заключается в том, что в университетах акцент стоит на теоретических знаниях, а не на практических навыках".
По мнению других экспертов, для тех, кто настроен обучаться всерьёз, практической составляющей в российских медицинских вузах вполне достаточно. По словам Владислава Тупикова, главного врача многопрофильной клиники "Источник", хорошо себя показывает так называемое симуляционное обучение — когда манекены, муляжи, тренажёры и другие технические средства позволяют моделировать штатные и нештатные ситуации лечения. Это даёт возможность вчерашнему студенту выйти к реальному пациенту с отработанными навыками лечения и оказания медицинской помощи.
"Уже обучаясь на первых курсах, студенты проходят практику в медицинских организациях и видят пациента вживую, — добавляет врач. — Собирают анамнез, взаимодействуют, могут участвовать в осмотрах и проведении простых манипуляций, но исключительно под присмотром кураторов".
Однако, по словам Марии Шакиной, главного врача МЦ "Капитал–полис", у того, что тренировка практических навыков всё больше выполняется на манекенах, есть и "тёмная сторона". "Это впоследствии приводит к трудностям у молодых врачей и среднего персонала при общении с живым человеком. К работе сугубо по алгоритмам, упущению индивидуальных особенностей пациента", — убеждена она.
Антон Вахляев, руководитель отделения персонализированной медицины сети "Поликлиника.ру", добавляет, что ещё одной проблемой современного образования является переориентация на формальные шкалы и баллы.
"При этом суть, которая заключается в развитии клинического мышления, утрачена. Сегодня клиповое и кликовое мышление является главным трендом, в том числе в профессиональном медицинском образовании. Ты будешь прав, если правильно поставил галочки в тесте, даже если в самих вопросах ошибка. А методов оценки мышления в высшей школе всё меньше", — утверждает врач.

Выгоревшие дотла

Владислав Тупиков отмечает, что, как и в любых других специальностях, уровень подготовки студентов сильно отличается. Выше он у тех, кто идёт учиться по собственному желанию и призванию. Заметно ниже — у ребят, которые пошли учиться "за компанию" или на коммерческой основе.
"Внедрение платы за получение медицинского образования сильно повлияло на отношение студентов к своей будущей профессии. Всё меньше становится врачей, для которых отношение к работе связано прежде всего с сочувствием, сопереживанием, небезразличием к пациенту. В основном это старая гвардия. И всё больше тех, кто видит в профессии врача желание быстрее начать зарабатывать", — считает Владислав Тупиков.
Впрочем, даже несмотря на постоянно растущие зарплаты в медицинской сфере, отток молодых специалистов по–прежнему очень велик. "Хотя ежегодно выпускается более 35 тыс. человек, Минздрав фиксирует нехватку врачей в 30 тыс. человек, — рассказывает Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга. — Это говорит о том, что в отрасли остаётся незначительная часть выпускников. Системная проблема дефицита кадров не решается простым увеличением зарплат и назначением дополнительных выплат в регионах".
Большинство врачей покидают профессию не из–за нехватки денег, а по причине эмоционального выгорания. Доплатой к зарплате эту проблему решить нельзя. "Нужно комплексно изменять в системе условия работы, непрофильную нагрузку, зоны ответственности, коммуникационную атмосферу, перспективы карьерного и профессионального роста, элементы признания со стороны пациентов и коллег", — подчёркивает Александр Солонин.
Анна Соломахина, основатель и генеральный директор Школы медицинского бизнеса, соглашается, что стоит подумать о способах контроля эмоционального выгорания и мотивации сотрудников. "Возможно, основная проблема заключается не в том, что неправильно обучают, а в том, что не ценят или недостаточно поощряют", — говорит эксперт.

Мотивация для стажёров

По мнению Марии Шакиной, мотивацию неплохо было бы определять ещё на стадии абитуриента. "Возможно, это привело бы к отсеву профнепригодных. И уменьшило бы количество дипломированных врачей, сразу после окончания вуза уходящих в совершенно другие специальности", — комментирует врач.
Александр Солонин тоже считает, что решение проблемы надо начинать с дополнительного профессионального отбора на этапе поступления. "Мотивация на получение престижной профессии должна сочетаться с пониманием абитуриентами не только специфики атмосферы на будущем рабочем месте в медицинской организации и объёма функциональных обязанностей, но и влияния профессиональной деятельности на стиль жизни и эмоциональное напряжение", — поясняет эксперт.
Изменений требуют и программы подготовки в вузах с усилением блока умений и навыков на практических занятиях. В частности, в больницах уже ввели должность врача–стажёра, которая позволяет работать по специальности медикам, обучающимся в клинической ординатуре.
"Это ординаторы второго или третьего года обучения, которые выполняют роль помощников врача, самостоятельно занимаются с больными по части обследования и лечения и получают за это зарплату. Правда, немного меньше, чем врач на ставке, — объясняет Екатерина Демьяновская. — Они являются самостоятельными рабочими единицами, несмотря на то что у каждого стажёра обязательно должен быть руководитель — врач или заведующий отделением".
По мнению Александра Солонина, ещё одним обязательным блоком должно стать развитие эмоциональных и социокультурных компетенций у молодых врачей. Они должны быть готовыми к работе с разными пациентами, уметь выявлять и понимать их запросы и потребности.