Корпоративное кредитование постепенно становится драйвером банковского сектора, считают эксперты и подтверждают цифры, причём лидирующие роли у среднего и крупного бизнеса. Однако предприниматель сейчас более требователен: он хочет современного уровня сервиса и надёжного партнёра, а не просто привлечения финансирования на более выгодных условиях. И всё это предполагает качественную трансформацию сегмента.
По обновлённому в феврале среднесрочному прогнозу ЦБ, в 2024 году корпоративное кредитование "прибавит" 6–11% (+20,1% в 2023-м). Причём прирост портфеля крупного бизнеса составит 13–15% (в 2023-м он превысил 24%), полагают в "Эксперт РА". Аналитики отмечают, что сегодня компании интересуют не только новые кредитные программы и условия, но и качество сервиса.
Больше возможностей
Петербург не отстаёт от трендов. "Мы видим активный рост кредитования, — отмечает руководитель корпоративного бизнеса Северо-Западного региона Тинькофф Татьяна Манченко. — За последние полгода нам удалось кратно увеличить кредитный портфель. Наиболее актуальным продуктом по-прежнему остаётся оборотное кредитование, с помощью которого компании могут закрыть кассовые разрывы, будь то: овердрафт, возобновляемая кредитная линия или факторинг".
Когда компания Шип-Шип, которая более 12 лет занимается продажей шин и автомобильных дисков как в Петербурге, так и по всей России, решила освоить продажи через маркетплейсы, она столкнулась с необходимостью привлечения финансирования. До этого момента предприятие развивалось исключительно за счёт собственных средств. В данной нише ярко выражена сезонность, предполагающая рост спроса в конкретные периоды, что не учитывают онлайн-площадки. "На маркетплейсах сделка сильно растянута по времени — и когда идёт всплеск количества заказов, нам нужно в обороте держать больше денег, чтобы спокойно работать и производить закупки", — поясняет руководитель e-commerce Шип-Шип Дмитрий Мамаев.
Компания изучила предложения разных финансовых организаций. "В какой бы банк мы ни обращались, почти в каждом одним из основных условий было перевести туда свои обороты, если ты хочешь прокредитовать компанию", — отмечает собеседник "ДП". И это стало определяющим моментом в принятии решения: расчётный счёт компании открыт в Тинькофф, кроме того уже была выполнена интеграция интернет-магазина и 1С в Тинкофф Бизнесе.
По совету персонального менеджера банка была открыта возобновляемая кредитная линия, что оказалось удобным прежде всего с точки зрения особенностей бизнеса. "Мы не используем её круглогодично, это сезонная история, когда идёт большой поток заказов. Кроме того, нам не приходится каждый сезон брать новый кредит, готовя очередной пакет документов", — говорит Дмитрий Мамаев. Компания постепенно расширяет кредитную линию. Если в первый сезон было привлечено 10 млн рублей, то месяц назад банк предоставил предприятию уже 40 млн рублей.
По словам представителей Тинькофф, среднему и крупному бизнесу Петербурга сегодня по-прежнему интересен и формат классического кредитования с полной оценкой рисков для кредитов на большие суммы. "В этом году мы увеличили чек по классическому кредитованию до 300 млн рублей, но при этом сохранили преимущества нашего обслуживания: скорость принятия решений, работу с клиентом на базе управленческой отчётности и индивидуальный подход к рассмотрению заявок в зависимости от задач бизнеса", — сообщила Татьяна Манченко.
Ложка к обеду
Персонализированный подход, уровень цифровизации, юзабильность сайта, удобное приложение, наполненность экосистемы с точки зрения доступного функционала, высокая скорость обработки запросов, минимальная "документальная нагрузка" и при этом максимальная длина операционного дня — то, что важно для бизнеса и определяет конкурентоспособность банка, уверен собственник и генеральный директор компании "Шишкойл" Дмитрий Шишко. И эксперты рынка согласны с такой позицией: опросы показывают, что сегодня в корпоративном сегменте клиенту важнее комплекс и качество сервисов, чем цена услуг финансовой организации.
Компания "Шишкойл" отказалась от кредитования много лет назад. "Обслуживание кредитов, сбор документов и бесконечное администрирование просто сжигали наше время. Очень многие банки, по крайней мере в нашем секторе, просто всю душу из тебя вынут и потом ничего не дадут", — поясняет Дмитрий Шишко. Предприятие развивалось на собственные средства, и вполне успешно: оборот в 2022 году составил более 2,5 млрд рублей, в 2023-м — 2,6 млрд. Однако рассмотреть банковские предложения вновь побудила специфика бизнеса.
Предприятие занимается торговлей нефтепродуктами, являясь не трейдером, а поставщиком. Два отдельных направления — заправка кораблей в крупнейших портах России, а также сеть АЗС для корпоративных автопарков по Петербургу и Ленобласти. И компании стал интересен такой продукт, как овердрафт — для увеличения объёма закупок. "Поскольку у нас биржевой товар — и соответственно большую роль играет волатильность цен на нефтепродукты, мы частенько оказывались в ситуации, когда они одномоментно дорожали — вплоть до 30–40%. В таких случаях у тебя просто кассы не хватает на необходимую закупку. Соответственно, ты делаешь закупку на свои деньги и на кредитные, чтобы у тебя запас на складе не уменьшался", — делится нюансами Дмитрий Шишко.
Однако у компании были свои требования к банку-кредитору: отсутствие сложностей в работе с пакетом документов и залога, оформленного на юрлицо, — только поручительство гендиректора. Результат — новый позитивный опыт партнёрства с финансовой организацией. На данный момент компания рассматривает возможность увеличить свой кредитный портфель.
"Ключевой тенденцией корпоративного кредитования сейчас является оптимизация и ускорение принимаемых банком решений. В Тинькофф уже сейчас 85% кредитов бизнесу выдаётся через скоринговый канал с использованием алгоритмов принятия рисков", — подтверждает актуальность бизнес-запроса Татьяна Манченко. Эксперт также рассказала, что тенденцией последних нескольких лет является рост рынка банковских гарантий, который особенно сильно набирает обороты по мере роста ключевой ставки. С другой стороны, существенно снижается потребность в инвестиционном кредитовании.
Таким образом, сегмент корпоративного кредитования сегодня "на подъёме". А лидирующие позиции будут у тех игроков рынка, которые гибко адаптируются под потребности предпринимателей. "Любой бизнес всегда пытается развиваться — и привлекает финансирование для расширения своего горизонта. Удорожание денег не является тормозящим фактором, поскольку компании, особенно крупные, в состоянии поднимать маржинальность за счёт костов", — уверен Дмитрий Шишко.