Как на курорте: с туристов в Петербурге начали брать по 100 рублей в сутки

С 1 апреля с туристов в Петербурге начинают взимать курортный сбор — 100 рублей в сутки. Соответствующий закон вступил в силу с 1 октября 2023 года, однако до нынешнего момента ставка составляла 0 рублей.

Сейчас на территории ряда субъектов РФ проходит эксперимент по взиманию курортного сбора. К нему присоединилась и Северная столица.
По прогнозу городского комитета по туризму, в 2024 году общая сумма поступлений от курортного сбора составит порядка 300 млн рублей. Часть этих средств могут потратить на благоустройство пляжей "Дюны" и "Ласковый" в Курортном районе. Кроме того, рекомендовалось вложить деньги в реставрацию Московских триумфальных ворот, а также в создание фонтана в Линейном парке на намывной территории Василеостровского района.

Отложенный эффект

Как ранее писал "ДП", решение о дальнейшем применении курортного сбора будет приниматься на федеральном уровне после завершения экспериментального периода и с учётом его результатов.
Исчисление курортного сбора и его взимание должен осуществлять оператор (юрлица и ИП, оказывающие гостиничные услуги или услуги временного проживания). Перечисление сбора в бюджет города осуществляется оператором по истечении срока фактического проживания плательщика в объекте размещения не позднее 5–го числа следующего месяца. По сути опция предполагает плату в бюджет, которая позволяет пользоваться инфраструктурой (парки, бульвары, пляжи и т. д.). Сумма взимается с совершеннолетних гостей за сутки пребывания в городе. Если поездка составила меньше суток, платить ничего не нужно. От уплаты сбора освобождена 21 категория граждан, на них приходится порядка 30–50% приезжающих в город туристов. Те, кто сбор не оплатят, получат штраф.
Курортный сбор в России применяется не повсеместно, многие регионы от него отказались. В Петербурге представители гостиничного бизнеса, мягко говоря, в замешательстве. Отельеры сталкиваются с рядом сложностей: работа с проблемными клиентами, документальное оформление сбора и взаимодействие с отказниками требуют дополнительных усилий и ресурсов. Особенно это актуально для хостелов и маленьких отелей, где сумма сбора составляет приличный процент от стоимости проживания.
"Критически сжатые сроки подготовки и неоднозначные моменты в процессе начисления и отчётности ставят перед разработчиками программных систем и PMS новые задачи. Необходимость адаптации систем к новым правилам оказывает дополнительное давление на отрасль", — отмечает директор Северо–Западного представительства компании — разработчика ПО для отельного бизнеса Libra–Hospitality Дарья Пуйто.
Остаются вопросы по взиманию курортного сбора в части возмещения затрат операторов на эквайринг. Непонятно, как быть с комиссией по внесению денежных средств на расчётный счет, отмечает генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва.
Ведутся и споры о возможности оплаты по безналу от юрлиц за командированных сотрудников или туристические группы. Бизнес надеется получить пояснения в скором времени. И всё же Киселёва считает меру преждевременной: отрасль ещё не до конца оправилась от пандемии, а теперь на неё ляжет нагрузка в виде дополнительных расчётов бухгалтерии, затрат на обработку средств в том или ином виде, не говоря уже, что у служб приёма и размещения гостей прибавится работы.
С точки зрения повышения привлекательности города тоже есть вопросы. "Париж посетили в 2023 году более 30 млн гостей, Петербург — 9 млн, притом что наш город обладает колоссальным культурным, историческим, архитектурным наследием. Но мы создали ограничения для молодёжи в части познания, введя дополнительную финансовую нагрузку", — обращает внимание Киселёва.
"Курортный сбор — не что–то новое. Но термин применим не ко всем регионам. Гости будут удивляться, как сочетаются такие понятия, как “Петербург” и “курорт”. Большинство средств размещения у нас — отели одна–три звезды и без звёзд, их выбирают туристы с ограниченным бюджетом. Нововведения могут их отпугнуть и, соответственно, снизить турпоток", — отмечает генеральный менеджер бутик–отеля Glinz by Ginza Project Виктория Борлюк.
Отельеры опираются на опыт других регионов, где опция уже действует, перестраивают операционные процессы в своём ПО, обучают гостиничный персонал — показывают, как необходимо информировать гостей и работать с ними, исходя из новых задач.
Вице–президент по операционной деятельности российского гостиничного оператора Cosmos Hotel Group Ольга Акимова рассказывает, что в компании выстраивают схему работы с групповыми заездами, потому что в Петербурге представлены отели с большим номерным фондом и каждому гостю необходимо предоставить отдельный чек на курортный сбор. При этом Акимова согласна, что нововведение способствует улучшению инфраструктуры той или иной географической локации, поэтому приветствует инициативу.

Слишком много бюрократии

В управляющей компании KravtGroup начали подготовку к внедрению курортного сбора с конца прошлого года. "Сама по себе мера достаточно уместная, но величина сбора чрезмерно высока, она превращается в весомую сумму за время пятидневного пребывания семьи. Не хотелось бы в долгосрочной перспективе получить эффект сокращения длительности проживания туристов. Ведь увеличение затрат для семейных путешественников может сыграть значительную роль в принятии решения о выборе отеля и туристической программы", — констатирует независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова.
В тревел–агентствах тоже указывают на наличие некоторых сложностей у бизнеса. Например, исполнительный директор платформы Bronevik.com (входит в "МТС Travel") Марина Гончаренко рассказала "ДП", что чаще всего компания получает вопросы по нововведению от business travel агентств (речь об организации командировок и деловых путешествий). Для них пока неочевидно, учитывается ли курортный сбор при онлайн–бронировании, можно ли оплатить его по безналичному расчёту и будет ли он включён в закрывающие документы.
"Мы “подсвечиваем” наличие курортного сбора в карточках объектов и в подтверждении бронирования, а также разъясняем клиентам, что он взимается непосредственно при заселении самим объектом размещения. Аналогичная ситуация и с закрывающими документами. Поскольку курортный сбор не включается в стоимость онлайн–бронирования и оплачивается отдельно от него, “закрывашки” по нему также оформляются отдельно, непосредственно в отеле", — поясняет эксперт.
В то же время компании, взаимодействующие с отелями, в основном не видят проблем со взиманием сбора. По данным сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, по бронированиям гостиниц на весну–лето Северная столица занимает первое место: доля города составляет 17% всех заказов по России. Большинство туристов выбирают для отдыха отели — на них приходится 71,3% бронирований. Апартаментам отдают предпочтение 24% будущих гостей Петербурга.
По данным Ostrovok.ru, на текущий момент доля бронирований на 2024 год в отелях разных категорий доминирует и составляет 55%, в квартирах и апартаментах — 22%, добавляет управляющий директор Ostrovok Дарья Кочеткова.
Кстати, введение курортного сбора в Петербурге помимо отелей распространяется также и на предпринимателей из сферы посуточной аренды, но только на ИП и юрлиц. Они считаются операторами, поэтому должны встать на учёт в комитет по развитию туризма и также брать плату с путешественников, подключившись к АИС "Курортный сбор". Если же хозяин сдаёт объект как физическое лицо, в том числе если он самозанятый, то взимать курортный сбор с гостей ему не потребуется.
"В целом введение курортного сбора значительно не повлияет на рынок посуточной аренды, бронирования и цены. Мы не видим никакого снижения и повышения спроса и цен в связи с этим", — указывает генеральный директор российского сервиса онлайн–бронирования жилья "Суточно.ру" Юрий Кузнецов.
Город разработал автоматизированную информационную систему "Курортный сбор Санкт–Петербурга", которая уже предоставлена в пользование операторам курортного сбора. После получения обратной связи наиболее популярные вопросы и сложности, с которыми столкнутся пользователи, будут рассмотрены и учтены в ближайших обновлениях и дальнейшем развитии системы. С 19 по 27 марта был открыт доступ для операторов к тестированию системы. В то же время с 26 по 28 марта для представителей средств размещения, внесённых в реестр операторов курортного сбора, успешно прошли обучающие вебинары. На них было зарегистрировано 356 организаций. Получить ответы на интересующие вопросы, включая формы документов и контактные данные, можно на официальном сайте правительства Санкт–Петербурга в разделе комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга "Курортный сбор". Средства от курортного сбора будут направлены на сохранение, восстановление и развитие туристской инфраструктуры города. Нами был создан общественный совет для контроля применения курортного сбора. На первом заседании советом были рекомендованы объекты. Их конкретный перечень будет утверждён правительством города.
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга
Если в регионе много туристов и у них есть спрос на определённое улучшение мест их пребывания, то решением такой задачи как раз может стать курортный сбор. Для отелей это не первый опыт: курортный сбор введён в ряде городов Краснодарского края. Примеров, инструкций и объяснений для бизнеса по организации такого процесса множество. Это абсолютно рациональный подход к организации дополнительного финансирования на различные инициативы для туристов и туристических потоков. Курортный сбор показал, что в регионах со стандартно повышенным туристическим спросом очень много полезных инициатив (урны, благоустройство курортных зон, навигация и пр.) были реализованы именно за счёт курортного сбора. Вероятно, в городских турпродуктах есть свои особенности и они точно диктуют другие подходы к эффективному расходованию собранного курортного сбора. Но, выбирая между отсутствием целевого финансирования и его наличием, точно стоит отдавать предпочтение второму. Размер сбора не является критичным, даже если турист платит за 14 дней проживания. Сумма, полученная с миллиона путешественников, даст возможность сделать город ещё более комфортным для них.
Анисия Якушева
амбассадор общенационального Союза индустрии гостеприимства
На мой взгляд, было бы эффективно несколько изменить подачу курортного сбора для туристов, переведя его в формат некоего целевого налога. У Петербурга есть похожий опыт (программа "Твой бюджет"). Туристам можно было бы предложить в мобильном приложении оплачивать сбор и отмечать, какие проекты туристической инфраструктуры были бы наиболее интересны, — так можно добиться увеличения числа возвратных путешественников, а это одна из целей индустрии гостеприимства. В личном кабинете туриста стоило бы отражать бонусные баллы с оплаченных сборов, которые давали бы небольшие преимущества, например проход без очереди в музей или на экскурсию через проект "Открытый город". Одним словом, нужно более креативно подойти к реализации.
Валерий Гордин
заведующий лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург
Количество ранних бронирований на апрель–декабрь, по нашим данным, превышает прошлогодний показатель более чем вдвое. Динамика связана с общим ростом турпотока по России. Понимая, что спрос будет высоким, люди стараются планировать свои поездки заранее. В среднем туристы останавливаются в отелях Петербурга на 3–4 дня. Таким образом, размер курортного сбора будет составлять 300–400 рублей на человека за весь период проживания. При этом средний чек за проживание в городских объектах размещения составляет 5 800 рублей в сутки, то есть курортный сбор не превысит 2–4% от средних трат на отели, в зависимости от количества постояльцев в номере.
Вадим Мельников
генеральный директор сервиса путешествий "МТС Travel"