Политолог и представитель штаба по наблюдению Общественной палаты Санкт-Петербурга Дмитрий Солонников сообщил "Деловому Петербургу" о том, как стартовало голосование на президентских выборах в Северной столице, какие нарушения обнаружили на избирательных участках в первые часы работы и как на волеизъявление граждан влияют из-за рубежа.
"ДП": как вы можете оценить старт голосования?
— Кампания стартовала достаточно спокойно, несмотря на сильные ожидания, что будут какие-то провокации. Мы действительно обсуждали, что провокации могут случиться в ночь перед началом голосования, к чему тоже готовились. Слава богу, пока этого не произошло и старт (прим. ред. — голосования) достаточно системный. Мы видим, что выборы уже давно идут на Дальнем Востоке, открылись избирательные участки в Калининграде.
В Петербурге уже есть ряд нарушений, которые наблюдатели фиксируют. В частности, на некоторых участках плохо развёрнуты камеры видеонаблюдения. В Общественный центр мониторинга поступает сигнал и на участок выезжает группа — камеры поправляют. Это чисто технический момент, возможно, консоль опустилась. Пока других нареканий нет, но если это будет повторяться, то жалобы начнут фиксировать и оформлять соответствующие документы.
Никаких более серьёзных нарушений при открытии избирательных участков замечено не было.
Необходимо отметить, что параллельно с выборами президента проходит голосование за благоустройство территорий. На участках стоят отдельные ящики для этого. Не все наблюдатели, как выяснилось, в том числе и от партий, знают об этом голосовании. И некоторые наблюдатели не понимают — а что это там происходит, а не двойной ли это бюллетень. Нет, всё в порядке.
Первый день президентских выборов в Петербурге
"ДП": вы уточнили, что ожидались провокации. А какого рода?
— Ну, смотрите, на самом деле провокации информационные идут постоянно. Это не секрет. Идут и звонки членов избирательных комиссий наблюдателям, журналистам. Это первое. Второе — распространение всякого негативного контента в нехороших telegram-каналах, которые не нужно читать по утрам, как те газеты. Но там тоже чего только не пишут, всякую чернуху.
Мы ожидаем, что в течение трёх дней, к сожалению, такое будет, могут быть провокации во время самого голосования, попытка дестабилизировать ситуацию на избирательных участках, попытка устроить скандал, всё это заснять, всё это потом распространять в контролируемых медиа-ресурсах.
Мы понимаем, что европарламентарии уже объявили наши выборы нелегитимными, и, судя по высказываниям европейских и американских политиков, готовится компания к непризнанию результатов голосования в Российской Федерации. Для этого должен быть создан информационный фон. Наверное, его будут создавать. К этому нужно объективно готовиться. Выборы проходят в ситуации очень жёсткого противостояния, жёсткого давления из-за рубежа. Блокировка избирательных участков, попытка туда что-то пронести нехорошее.
Серьёзнейшим образом работают избирательные комиссии и система безопасности. Надеемся, что все сейчас предупреждены, а значит вооружены. Наблюдатели в данной ситуации, конечно, пресечь полноценно такие провокации не могут, но они могут обратить на них внимание и потом дать комментарии. Мы надеемся, что подготовленные наблюдатели смогут квалифицированно в этих ситуациях разбираться, кто зачинщик, что на самом деле произошло.
Первый день президентских выборов в Петербурге
"ДП": не так давно была путаница с информацией о наблюдателях. Это тоже часть информационной провокации?
— Нет, смотрите, с наблюдателями от КПРФ и от "Новых людей" была информация, что им готовили списки наблюдателей, другие общественно-политические группы, не будем называть названия. Возможно, они были разные. И в этих группах рассчитывали, что они, как несколько лет назад, договорятся, что через списки КПРФ и "Новых людей", как раз их представителей пропустят. Это не члены партии КПРФ, не убеждённые коммунисты, которые участвовали во взятии Зимнего. Это не "Новые люди", которые за свои идеи. Это профессиональные наблюдатели и они ищут, где им зарегистрироваться.
Вот они пытались зарегистрироваться через КПРФ и через "НЛ". Те потом в конце концов решили, что брать сторонних людей они не будут. Брать на себя риски, брать на себя ответственность. Если ты человека не знаешь, наверное, действительно не стоит.
Но в этой ситуации я бы обратил внимание на то, что незачем стучаться в открытые ворота. Есть совершенно легитимный для всех граждан страны способ и технология стать наблюдателем от общественной палаты. Человек получает регистрацию, проходит обучение, слушает актуальную информацию о действующем законодательстве, о том, как себя вести, и вот он наблюдатель.
Пожалуйста, две тысячи человек зарегистрировались и стали наблюдателями Общественной палаты. Зачем договариваться с партиями, у которых действительно есть свои политические предпочтения? Ну, коммунисты, наверное, должны в наблюдателей брать коммунистов, новые люди — активистов со своей идеологией, более либеральной, с уважением нужно относиться ко всем.
Но если ты не член этой партии, если ты не активист, ну зачем ты в эту партию стучишься? Вот какой-то цирк на самом деле. Сначала идти не к себе домой, потом, когда тебя не пустили, но были для всех возможности, туда не ходить и говорить: "Ай, нас там не пустили!".
Первый день президентских выборов в Петербурге
"ДП": первой об участии в выборах заявила Общественная палата и её представители говорили о поддержке Владимира Путина. И некоторые высказывали мнение о том, что наблюдатели от общественной палаты, они, грубо говоря, "казённые". Что вы об этом думаете?
— Во-первых, никто не запрещает людям, которые поддерживают действующую власть, быть наблюдателями. Наблюдатель — это не обязательно тот, который против всех шашкой машет. Наблюдатель — это про чистоту процесса, а не за того или другого кандидата.
Он может быть за того или другого кандидата сам как человек, но как наблюдатель он за честность и прозрачность голосования. Так же, как, кстати, и про бюджетников подняли вой — почему бюджетники участвуют в наблюдении. Почему нет? Они у нас в правах поражены, что ли? Они у нас неполноценные люди, им нельзя что-то? С чего вдруг-то? Поэтому это какая-то вот тема: "Мы подумали, что нас туда не пустят, поэтому мы не пошли".
Так вы сходите, проверьте, может вас пустят. Вы придёте и расскажете то, что вы думаете. Всех регистрируем. У нас есть какие-то ограничения? Нет. Я там предлагал даже, что нужно смотреть и оценивать кандидатов, ведь весна. Есть люди, у которых весной происходят определённые процессы. Это люди с повышенной активностью, и они очень часто идут туда, куда не надо идти. Я уточнял, будем ли мы их как-то выявлять. Нет, мы же не можем требовать справки. Нет сказали — и всё. Мы всех регистрируем.