Российские компании сократили расходы на маркетинг

Автор фото: Vostock-photo

В прошлом году российские компании в среднем тратили 20% своего оборота на маркетинг, говорится в исследовании агентств "Dинамика", FAVES Communications и Московской торгово–промышленной палаты. В 2022–м бюджеты были чуть больше — 21,5%.

Сокращение на 1,5% вряд ли можно назвать существенным, считает директор по маркетингу банка для бизнеса "Бланк" Константин Сухачёв. Скорее это связано с перераспределением бюджета внутри маркетинга. "По нашим данным, для малого бизнеса был более фокусным канал перформанс и менее фокусным — бренд. Во многом за счёт понятной системы оценки эффективности маркетинга. В 2024 году расходы либо вырастут, либо останутся на текущем уровне. Так как для развития малого бизнеса нужно развивать маркетинг и не уменьшать бюджеты, чтобы быть конкурентным в самых популярных нишах, таких как продажа товаров на маркетплейсах", — объясняет Константин Сухачёв.
Примечательно, что чем крупнее бизнес, тем меньше инвестиций в процентном отношении он вкладывает в маркетинг, говорится в исследовании. В 2023 году малый бизнес потратил на продвижение 20% от годового оборота, средний — 10,5%, крупный — 9%.
Несмотря на разницу в процентном соотношении, крупные компании закладывают на маркетинг большие суммы в абсолютном выражении. При этом маркетинговые, рекламные и брендинговые агентства не меняют цены на свои услуги в зависимости от оборота компании–заказчика, отмечает совладелец и управляющий партнёр брендингового агентства DDVB Мария Архангельская.
"То есть создание рекламной кампании в определённом агентстве Х для малого и крупного бизнеса будет стоить одинаково, но наверняка эта сумма будет сильно отличаться в процентном соотношении инвестиций в маркетинг от общей прибыли компании. А потребности в обновлении или запуске брендов у всех компаний примерно одинаковы, вне зависимости от размера", — поясняет эксперт.
По её словам, самые большие затраты в маркетинге приходятся на убеждение потенциального клиента совершить первую покупку. Удержание клиента, по разным данным, обходится в 3–5 раз дешевле. Поэтому новым бизнесам приходится выделять больший процент на инвестиции в маркетинг для того, чтобы покупатели познакомились с их брендом.
В исследовании также отмечено, что 43% представителей крупного бизнеса считают, что недостаточный маркетинговый бюджет — это главный внутренний барьер для цифровизации и развития. В средних компаниях так считает 21%, в малых — 16%.
Основательница маркетингового агентства "Dинамика" Ольга Шестель отмечает, что до 2027 года 61% предприятий планируют увеличивать долю инвестиций в маркетинг. Опять–таки в основном это намерены делать представители малого (62%) и среднего (64%) бизнеса. Впрочем, и среди крупных компаний наращивать инвестиции намерены более половины — 54%.