Объявлен конкурс на последний участок нового въезда в Кронштадт. Но всё ещё не ясно, как справляться с растущим турпотоком.
В конце февраля городская Дирекция транспортного строительства объявила конкурс начальной стоимостью 1,5 млрд рублей на реконструкцию (а по сути строительство) нового участка Цитадельского шоссе. Дорогу проложат от улицы Литке до улицы Адмирала Грейга. По тому же контракту должна быть продолжена примыкающая улица Адмирала Грейга — на участке от Цитадельского шоссе до Кронштадтского.
Зачем строят Цитадельское шоссе
Это шоссе обеспечит дополнительный въезд в исторический центр Кронштадта (в районе ул. Мартынова). Новый путь потребовался из–за того, что на фоне появления новых достопримечательностей на острове Котлин ожидается туристический бум. До последнего времени попасть в историческую часть Кронштадта было возможно только по перегруженному Кронштадтскому шоссе. Цитадельское же шоссе существовало на местности только в виде двух разорванных отрезков — возле Кольцевой дороги и возле парка "Остров фортов", одной из основных точек притяжения туристов.
К строительству недостающих участков приступили в 2023 году. Во–первых, это отрезок от Цитадельской дороги до ул. Адмирала Грейга. Работы обойдутся более чем в 1,3 млрд рублей. Как сообщили "ДП" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, там выполнили переустройство газопровода и других инженерных сетей, продолжают устройство ливневой канализации и производят укладку дорожного полотна.
Во–вторых, расширяют участок шоссе возле Кольцевой дороги на участке от ул. Гидростроителей до ул. Литке. На нём пока только приступили к переустройству сетей. Работы там обойдутся более чем в 500 млн рублей.
“
"Строительно–монтажные работы на обоих участках завершатся в 2024–м", — добавили в КРТИ.
Какие дороги построят в Кронштадте
Как уже обращал внимание "ДП", низкая транспортная доступность была одной из причин, по которой часть местных жителей скептически относилась к планам по созданию на Котлине туристического кластера. "Открытие парка “Остров фортов” в 2020 году показало, как город нуждается в новых магистралях, связывающих (его. — Ред.) с КАД. Жители стояли в пробках на въезд и на выезд из города по несколько часов. Это недопустимо", — отмечал один из горожан на состоявшихся несколько лет назад общественных слушаниях.
В 2021 году на Петербургском международном экономическом форуме Смольный, Минстрой и АНО "Остров фортов" подписали соглашение, в соответствии с которым на развитие дорожной инфраструктуры Кронштадта предполагалось выделить 8 млрд рублей. Из них 4,9 млрд собирались взять из петербургского бюджета, а ещё 3 млрд — на реконструкцию развязки с Кольцевой дорогой — из федерального.
Как следствие того соглашения в окрестностях строится ещё несколько дорог. Город заключил контракт на 1 млрд рублей на реконструкцию Цитадельской дороги от Кронштадтского шоссе до Цитадельского шоссе. Ещё один договор подписан на реконструкцию Кронштадтского шоссе от дамбы до Цитадельской дороги. Стоимость его — 1,3 млрд рублей. Таким образом, существующий въезд в Кронштадт будет реконструирован. И по Цитадельской дороге, и по обновлённому Кронштадскому шоссе в КРТИ также обещают открыть движение в 2024–м.
7 февраля нынешнего года был объявлен конкурс ещё на несколько улиц к западу от основной застройки Кронштадта, в число которых входит и пешеходная набережная.
Когда реконструируют развязку с КАД
Все упомянутые ранее дорожные контракты были подписаны городом и достались одному подрядчику — ООО "Строительная компания “Орион Плюс”".
Исключением стала реконструкция развязки Кронштадтского шоссе с КАД. Контракт на эти работы стоимостью примерно 2,4 млрд рублей (последняя скорректированная сумма) был заключён в 2022 году с ООО "Дорожная строительная компания" (ДСК). Это может быть связано с тем, что речь идёт о федеральном объекте и заказчиком выступила Дирекция комплекса защитных сооружений Минстроя. Срок исполнения по контракту в соответствии с дополнительным соглашением — декабрь 2026 года.
Как сообщили в январе в Минстрое, по итогам 2023 года работы по реконструкции развязки были выполнены более чем на 30%. В министерстве ожидают, что работы будут завершены в конце 2025 года. В результате реконструкции появятся новые съезды и два новых путепровода, на одном из которых предусмотрят выделенную полосу для общественного транспорта.
Как развивается Кронштадт
До начала последних строек в Кронштадтском районе были расположены 63 автомобильные дороги общей протяжённостью 36 км. Должны быть реконструированы и построены 11,5 км — это семь проектов. В КРТИ сочли нужным отметить, что это будет сделано по поручению президента.
Наиболее масштабные проекты в Кронштадте — создание военно–морского и рекреационно–патриотического кластеров. Первый, площадью около 72 гектаров, предполагается создать путём перевода в Кронштадт военно–морских учебных заведений. Как сообщалось, он включает также строительство служебного жилья и общежитий. Второй займёт 125 гектаров. Он будет состоять из Военно–морского музея с конгресс–центром (музей уже открыт), исторического парка (собственно, парк "Остров фортов", тоже работает), океанариума, конгресс–центра, яхтенной гавани с эллингом, а также туристической инфраструктуры — гостиниц, кафе, ресторанов, жилых и торговых комплексов. Кроме того, предполагается задействовать некоторые из фортов возле Кронштадта, открыв их для посещения.
Помогая этому проекту, город помимо дорог вкладывает деньги и в другую инфраструктуру. 22 февраля ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" объявило конкурс на 570 млн рублей на проектирование и строительство канализации вдоль Кронштадтского шоссе. В тот же день был опубликован конкурс на реконструкцию котельной "Цитадельская" на Цитадельском шоссе в Кронштадте (расположена напротив парка "Остров фортов", снабжает большую часть района) на 2,5 млрд рублей. В Смольном сообщали, что реконструкция котельной — это "один из ключевых этапов комплексного обновления энергетических объектов в Кронштадте".
По госпрограмме "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт–Петербурга" в 2024 году Котлин, вероятно, посетят 1,9 млн туристов.
Чем опасен наплыв туристов на Котлин
Между тем опасения, которые ранее высказывали жители, разделяют и некоторые эксперты. "Надо исходить из того, что подавляющее большинство туристов приедут либо на экскурсионных автобусах, либо на личных автомобилях, так как ехать от метро “Беговая” на маршрутном автобусе больше часа — то ещё удовольствие", — отметил в комментарии "ДП" профессор Высшей школы транспорта Санкт–Петербургского политехнического университета Андрей Горев.
Проблема, на его взгляд, больше не в развязках, а в "регулировании доступа". Для того чтобы решить эту задачу, можно построить бесплатную вместительную автостоянку. Можно назвать её перехватывающей и организовать автобус–челнок в центр Кронштадта.
Вряд ли в самом центре для стоянки можно найти место. Скорее это будет территория севернее Кронштадтского шоссе и восточнее КАД. Следующим шагом может стать введение платной парковки в самом Кронштадте.
Стоит подумать и об улучшении транспортной связи. Это может быть монорельс до "Старой Деревни". "Если строить не сверхскоростной вариант, то это не так дорого, а время поездки сократится до 15 минут", — говорит Горев, ссылаясь на китайский опыт.