Рост онлайн–продаж в Петербурге почти достиг пика. Теперь эксперты прогнозируют замедление темпов. В регионах же развитие рынка становится активнее.
Объём интернет–торговли в России в 2023 году составил почти 6,4 трлн рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 28%, подсчитали в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ). Большая часть этой суммы (96,9%, или 6,2 трлн рублей) приходится на покупки на внутреннем рынке, у российских компаний. На трансграничный рынок приходятся оставшиеся 3,1% (197 млрд рублей). Доля e–commerce в общем объёме розничных продаж в стране оценивается в 13,8%. Годом ранее этот показатель был 11,6%.
Как отметил президент АКИТ Артём Соколов, драйвером e–commerce сегодня являются российские регионы.
“
"Объёмы онлайн–рынка в городах федерального значения практически достигли пика: рост в Москве, Петербурге, а также Московской области в 2023 году был в пределах 10%. В то же время в регионах Юга России, Сибири и Дальнего Востока он более 40%. Благодаря такой динамике необходимые товары становятся доступнее для жителей самых разных населённых пунктов страны", ― поясняет Соколов.
Петербуржцы, по данным АКИТ, в 2023 году заказали в интернете товаров почти на 388 млрд рублей, это на 11,2% больше, чем годом ранее. Топ популярных товаров у жителей отличается от общероссийского рейтинга. На первом месте (18%) в нём продукты питания — их в городе заказали на 69,8 млрд рублей, на втором ― цифровая и бытовая техника (17,7% и 68,7 млрд рублей). Далее следуют товары для дома ― 16,8% и 65 млрд рублей. На покупку электронных книг, фильмов, подписок на онлайн–кинотеатры и другие цифровые товары жители города на Неве потратили в прошлом году 16,8 млрд рублей — это 4,3% в общем объёме покупок.
Эксперты, с которыми пообщался "ДП", сомневаются, что в ближайшее время некоторые товарные категории окончательно обоснуются в сегменте онлайн–продаж. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская считает, что это может произойти только применительно к отдельным микрокатегориям товаров. "Не все готовы платить за доставку. Также выросло количество фальсификата и подделок в онлайне. Как и любой другой рынок, интернет–торговля пережила пик роста и в дальнейшем будет развиваться более умеренными темпами, переходя в стадию зрелости", — прогнозирует эксперт.
В пресс–службе Wildberries рассказали, что среднемесячный рост продаж с апреля по декабрь 2023 года составлял 9% в товарах и 10% в денежном выражении. В топе по Петербургу оказалась одежда.
Операционный директор Flowwow Вера Моденова называет Петербург одним из ключевых рынков для развития, на город приходится порядка 15% продаж маркетплейса. "Доля новых клиентов падает. Это связано с тем, что рост нашего рынка — онлайн–доставка цветов и подарков — в целом замедляется. Мы ежегодно показывали увеличение в 2 раза в течение последних 3 лет", — отмечает при этом Моденова.