В Рощино перевезли оборудование из Британии для запуска нового производства

Автор фото: yandex.ru/maps

Ленинградский и петербургский производители судовой мебели расширяют производственную площадку в Рощино после получения контракта на поставку судовой мебели для атомных ледоколов.

Областное ООО "Стронгбокс" в середине февраля начинает строительство цеха площадью 1800 м2 на своей территории в посёлке Рощино Выборгского района Ленобласти. Инвестиции в проект оцениваются в 200 млн рублей, цех должен быть готов к лету. На производственной площадке компании впервые исполняются контракты на поставку судовой мебели для строящихся на Балтийском заводе ледоколов проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка" на 100,6 млн рублей. Последний контракт подписан 24 января.

От смены корветов на ледоколы мебель не меняется

"Стронгбокс" должен изготовить более 400 единиц металлической судовой мебели для "Якутии" и "Чукотки" к концу апреля 2024 года. Таковы условия двух контрактов, которые подписали "ОСК–Интерьер" (филиал АО "НИПТБ “Онега”") и петербургское ООО "Морские комплексные системы" (МКС). НИПТБ "Онега" и Балтийский завод входят в государственную Объединённую судостроительную корпорацию, "ОСК–Интерьер" специализируется на организации поставок судовой мебели и интерьеров для верфей корпорации. Первый контракт на 15,1 млн рублей подписан 25 декабря 2023 года, второй на 85,5 млн датируется 24 января 2024–го. Оба контракта почти целиком исполнит "Стронгбокс".
Производственная площадка в Рощино занимает примерно 7400 м2, из которых почти 2400 м2 приходятся на цех по производству металлической судовой мебели. По словам исполнительного директора "Стронгбокса" Елены Шматько, оборудование компании привезено из Великобритании.
"Несколько лет назад владельцы бизнеса купили там завод целиком и по частям перевезли его на площадку в Рощино, а саму компанию назвали так же, как назывался купленный завод, — “Стронгбокс”. Цикл жизнедеятельности изготовленной на таком оборудовании мебели — до 20 лет", — говорит Елена Шматько.
По её словам, земельный участок и здание цеха находятся в собственности компании, а локализация производства составляет 98% — для производства судовой мебели используются материалы только российского происхождения, исключение составляет фурнитура, которая поставляется из Турции и Китая.
Работа для ледоколов Балтийского завода — первый опыт для "Стронгбокса". До того он в основном исполнял гособоронзаказ — с 2016 года делает судовую мебель для корветов проекта 20380, строящихся на АО "Амурский судостроительный завод", и для малых ракетных кораблей проекта 22800 "Каракурт", которые строит АО "Зеленодольский судостроительный завод". Это серийные заказы, они по мере строительства кораблей исполняются до сих пор.
Елена Шматько говорит, что с точки зрения технологии изготовления судовой мебели для её компании нет разницы, делать её для военных кораблей или для гражданских ледоколов. На Балтийском заводе и в "ОСК–Интерьере" не стали рассказывать о том, мебелью каких производителей комплектовались ледоколы проекта 22220 до сих пор.

Добавятся рыбофабрики

В середине февраля на территории "Стронгбокса" начнётся строительство нового цеха, который будет разделён на две части. На 600 м2 предполагается расширение производства судовой мебели, а 1200 м2 будут использовать МКС в качестве испытательного стенда для оборудования рыбофабрик. Их реинжинирингом МКС занимаются в рамках соглашения с Минпромторгом, подписанного в конце 2022 года.
В рамках этого соглашения министерство должно выделить компании около 2 млрд рублей, а МКС должны разработать, создать и внедрить в серийное производство рыбофабрики — оборудование, которое устанавливается на рыболовецких судах. Ранее российские рыболовецкие компании комплектовали свой флот рыбофабриками европейских производителей.
Владелец и генеральный директор МКС Павел Зубков говорит, что новый цех будет полностью готов к лету, а инвестиции в его строительство и оснащение составят около 200 млн рублей. По словам Елены Шматько, на стронгбоксовской части нового производственного помещения предполагается разместить дополнительное оборудование в связи с загрузкой предприятия, также там будут участки упаковки, сборки и отгрузки готовой продукции.

Откусить от пирога

В импортозамещение попавшей под международные санкции промышленной продукции сейчас вкладываются многие компании, а инвестиции в расширение производства судовой мебели участники рынка воспринимают с настороженностью.
Исполнительный директор петербургского ООО "Северное море" (производит катера и оборудование для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов) Ольга Одаренко не стала бы вкладываться в создание производства, которое выпускает исключительно судовую мебель.
"Судовая мебель — мелочь в масштабах строительства любого судна или военного корабля. Как правило, крупные верфи имеют собственные цеха, где делают мебель для судов, которые сами строят. Безусловно, в каких–то случаях мебели может не хватить или верфь может не успевать сделать её в нужном количестве, но это разовые контракты, в надежде на получение которых инвестировать в специализированные производства, на мой взгляд, довольно рискованно…" — полагает она.
Главный редактор медиагруппы "ПортНьюс" Надежда Малышева, напротив, полагает, что сейчас очень удачное время для инвестиций в производство судовой мебели.
"Не далее как несколько дней назад глава ОСК заявил о планах построить в ближайшие 10 лет почти тысячу судов с высоким уровнем локализации. Судовую мебель импортозаместить гораздо легче, чем, например, двигатели или винторулевые комплексы. Так что почему бы и нет? Когда пирог обещает быть жирным, по куску от него всем достанется. Я думаю, инвестиции в производство судовой мебели вполне оправдают себя", — говорит эксперт.
Досье:
ООО "Стронгбокс" зарегистрировано в посёлке Рощино Выборгского района Ленинградской области в 2015 году, где владеет земельным участком площадью 7400 м 2, на котором располагается производство. Компания изготавливает судовую мебель, её выручка за 2021 год (более свежих данных в открытом доступе нет) составила, по данным СПАРК, 81,3 млн рублей. Компания принадлежит Алевтине и Юрию Ивановым (60,8 и 18,7% соответственно), Якову Брону (14%) и Александру Загидуллину (6,5%).