Китайские бренды завоевали авторынок России на фоне стремительного роста цен

Автор фото: Агентство "Москва"

В минувшем году автомобильный рынок России сильно и резко изменился. Дилеры оценивают перемены как грандиозные и пока не склонны к оптимизму.

В 2023 году отечественный автомобильный рынок окончательно перестал быть консервативным. Перемены на нём иначе как глобальными не назвать, и во многом они далеки от позитива. Такую оценку дал на пресс–конференции 18 января президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин.
По оценке ассоциации, новые легковые автомобили в России в среднем ежегодно покупают 7,5 млн физических и юридических лиц. При этом доля новых машин на нём снижается уже несколько лет. Так, в 2023 году в России продали почти 8,3 млн легковых машин, из них новых — только 1,15 млн. Это на 60% лучше, чем в 2022–м, но на треть хуже, чем, к примеру, 10 лет назад. Тогда, в 2013–м, автодилеры страны реализовали 2,78 млн новых автомобилей.
"Такая ситуация связана только с экономическими причинами: цены на новые автомобили значительно выросли, у людей не хватает на них денег. Если в 2013 году каждый третий из купивших приобретал новый легковой автомобиль, то в 2023–м половина из них не смогла этого сделать", — сказал Алексей Подщеколдин.
В денежном выражении российский авторынок за последние 10 лет вырос в несколько раз и к концу 2023 года достиг 12,64 млрд рублей, подсчитали в ассоциации. При этом примерно 70% автопарка страны старше 10 лет.
"Сейчас авторынок только наполовину такой, каким он мог бы быть. И сам по себе он не восстановится, потому что он уже в августе начал остывать", — отметил глава РОАД. По его мнению, главными проблемами ушедшего года стал рост ставок утильсбора, ослабление рубля, а также неоднократное повышение ключевой ставки Центробанка РФ, из–за чего выросла стоимость и импортированных автомобилей, и автокредитов. "Если эти факторы сохранятся, то ситуация не изменится. Январь 2024 года по продажам уже предварительно хуже, чем январь 2023–го. Это информация от некоторого количества автодилеров. Это серьёзная проблема", — отметил глава РОАД.

Как "китайцы" завоевали авторынок России

Одной из кардинальных перемен на авторынке в минувшем году стало заполнение ниш, образовавшихся после ухода из России европейских и американских брендов. Настоящий рывок здесь совершили бренды из Китая. По оценкам ассоциации, в Россию сегодня завозят и реализуют машины 60 брендов из Поднебесной, которые продают более 2 тыс. автодилеров страны. Доля китайских автомарок на рынке новых легковых автомобилей по итогам прошлого года оценивается в 48% (546,6 тыс.). Таким образом, для автопрома из Поднебесной наш авторынок в экспорте стал № 1.
Исконно же российские автомарки за год немного нарастили долю на рынке, но потеряли в количественном выражении. Их доля выросла с 26% в 2021–м до 38% в 2023–м. В штуках же продажи сократились с 439,6 тыс. до 434,6 тыс., подсчитали в РОАД.
При этом в разрезе брендов самым популярным в стране новым легковым автомобилем остаётся Lada: продано 339 886 штук. "Можно много камней кидать в сторону нашего российского флагмана, но мы должны его поддерживать, иначе останемся один на один с иностранным автопромом. Хочется, чтобы нас услышало руководство АвтоВАЗа: мы, дилеры, хотим, чтобы продажи были только выше", — подчеркнул Подщеколдин.
На втором месте Cherry (120 тыс.) и Haval (112,5 тыс.). Отметим, что на рынке Китая, где присутствуют около 120 автомарок, эти две не считаются крупнейшими, хотя и входят в топ–20. На большие объёмы в нашей стране выходит и Changan, который пока занимает 6–ю позицию.
В топ–10 вошли и ещё два отечественных автопроизводителя. Так, ГАЗ занял 5–е место: машин этой марки реализовали почти 53 тыс. шт. А УАЗ замыкает десятку с 27,5 тыс. проданных машин.
Рынок Петербурга показывает динамику, схожую с общероссийской. В прошлом году в городе зарегистрировали почти 61 тыс. новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей (на 48% больше, чем в годом ранее). Лидером продаж стала Lada (8835 машин, +53%). За ней следуют Haval и Geely, подсчитали в аналитическом центре "Автомаркетолог" совместно с сетью дилерских центров "Прагматика".
"Итоги года показывают, каким брендам из Китая удалось закрепиться на лидирующих позициях. Теперь между этими марками начнётся активная борьба за клиента. Например, уже в декабре мы видели рынок потребителя, а не продавца", — рассказывает директор по развитию сети дилерских центров "Прагматика" Александр Шапринский.
По его словам, в 2024 год автодилеры вступили с заполненными складами и первые месяцы будут для игроков рынка сложными из–за дорогих кредитов и снижения потребительского спроса. "Восстановление начнётся в середине весны, а с лета мы рассчитываем на наращивание производственных мощностей на простаивающих пока заводах", — добавляет Шапринский.

Насколько подорожали автомобили в России

С начала 2023 года цены на российские машины увеличились на 44%, на китайские — на 30%, рассказал глава РОАД. По оценке ассоциации, в январе 2023 года российский автомобиль стоил 865 тыс. рублей, а к январю 2024–го эта цена выросла до 1,25 млн рублей. В свою очередь, "китайцы" подорожали в среднем с 2,5 млн до 3,25 млн рублей. По словам Подщеколдина, основной причиной стало ослабление рубля, который в январе 2023 года стоил 70 рублей за $1, а к августу цена поднималась до 100 рублей.
По прогнозу РОАД, в 2024 году автодилеры продадут от 1,1 млн до 1,3 млн новых легковых автомобилей. При этом заявленные планы автопроизводителей выше примерно на полмиллиона. Так, российские автопроизводители планируют реализовать в стране около 500 тыс. новых легковых автомобилей, китайские — 1,17 млн. В РОАД считают эти планы маловероятными. "Новый автомобиль сегодня стоит почти 3 млн. По такой цене никто не купит столько машин. На рынке есть дефицит, но машин не хватает дешёвых. И это проблема предстоящего года", — сказал Подщеколдин.
В первом же квартале, по его прогнозу, стоит ожидать скидок от автодилеров. "Это безвыходная история: надо расчищать склады, потому что машины — товар крупногабаритный, который требуется страховать, охранять. И поэтому приходится распродавать. Думаю, что в первом квартале рынок будет под давлением. Но дешёвых кредитов теперь больше нет", — резюмировал он.