Нагрузка на внутренний логистический рынок значительно увеличилась после ухода иностранных компаний из России и ростом активности отечественных производителей. Одновременно стали заметны слабые и сильные стороны этого рынка; выявились и игроки, которые смогли не просто противостоять вызовам, но и окрепнуть за последние годы благодаря правильно выбранной стратегии развития.
По данным "СПАРК-Интерфакс", число зарегистрированных компаний России, занимающихся автомобильными перевозками, составляет почти 45 тыс. Из них крупных и средних — не более 600, а подтвердить свой высокий уровень оказания услуг и вовсе могут лишь единицы.
К таким выводам пришли аналитики "РБК" в ходе исследования "Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023". В нём учитывались такие факторы, как скорость доставки, уровень цифровизации, выручка, количество машин в парке и площадь складов.
Проверку прошли
По финансовым показателям абсолютным лидером стала ГК "Деловые Линии", выручка которой по итогам 2022 года поднялась на 28,7% до 75 млрд рублей. Компания обогнала ГК "Монополия" (40,5 млрд рублей) и грузоперевозчика ITECO (33 млрд рублей).
Иначе распределились позиции в рейтинге логистических операторов, предоставляющих услуги перевозки сборных грузов (LTL). Правда, лидер остался прежним, а на вторую и третью позиции вышли ПЭК и DPD. Последняя организация также попала в тройку лидеров по скорости межтерминальной перевозки, уступив "Деловым Линиям" и компании СДЭК.
В эксперименте участвовало восемь транспортных компаний, с помощью которых было отправлено 20 тестовых посылок из Москвы и Петербурга в Астрахань, Владивосток, Екатеринбург и другие города России.
По уровню цифровизации среди логистических операторов, оказывающих услуги сборных грузоперевозок, первое место разделили ПЭК и уже упомянутый выше победитель других рейтингов, набрав 91 балл из 100. Учитывались оптимизация складских процессов, использование системы управления перевозками, переход на ЭДО и другие характеристики.
Дорогу цифре
Участники рынка считают цифровизацию необходимым условием развития любой логистической компании. По словам управляющего директора Национальной транспортной ассоциации и члена Совета по электронной коммерции ТПП РФ Бориса Правилова, более 80% российских LTL операторов уже частично или полностью перешли на цифровую модель управления бизнесом.
“
"Сейчас, согласно опросам, до 90% руководителей транспортных операторов называют цифровые сервисы лучшим способом сокращения издержек, повышения прозрачности операций, проведения платежей между контрагентами (отправителями грузов, перевозчиками, получателями). Использование инновационных сервисов повышает конкурентоспособность операторов на внутреннем и внешнем рынке, расширяет клиентскую базу, позволяет формировать наиболее оптимальные ценовые предложения, минимизировать риски при проведении финансовых операций и отсеивать недобросовестных контрагентов", — говорит Борис Правилов.
Наглядный пример сокращения издержек — переход на электронный документооборот (ЭДО). По разным подсчётам, отправка "бумаги" может стоить до 100 рублей, тогда как через системы ЭДО — до 10 рублей. При этом общее количество производимых за рабочий день счетов-фактур, транспортных накладных и договоров с контрагентами может измеряться тысячами, в зависимости от оборотов компании.
Взаимодействие через ЭДО начало набирать обороты в конце 2021-го, когда ФНС утвердила формат электронной транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-наряда. С этого года данный порядок работы является обязательным.
Развитие на перспективу
По мере роста рынка грузоперевозок и усиления конкуренции цифровизация, скорость доставки, гибкость и клиентоориентированность будут иметь всё большее значение как для развития логистических компаний, так и для потребителей их услуг. Особенно ярко это может проявиться в сегменте LTL, который в 2023-м уже продемонстрировал положительную динамику.
По словам Дмитрия Хрущалева, заместителя генерального директора по развитию ГК "Деловые Линии", объёмы таких перевозок только за 9 месяцев прошлого года увеличились на 22%. И на то есть причины.
Так, большое значение имеет бурное развитие электронной коммерции и маркетплейсов, причём обороты последних продолжают расти. Как ранее писал "ДП", в Ozon было зафиксировано двукратное увеличение в декабре, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а на Wildberries за последнюю неделю 2023 года число заказов увеличилось почти на три четверти.
Кроме того, российская промышленность при активной поддержке государства существенно нарастила свои мощности. Стали расширяться ассортимент и рынок сбыта продукции, появилась необходимость обеспечивать сырьём и комплектующими производителей на местах. Всё это в большинстве случаев осуществляется через автомобильные перевозки.
По прогнозам, эти факторы просто продолжат влиять на отрасль в 2024 году и станут основными драйверами развития рынка грузоперевозок и сегмента LTL.