Покажите природу убытков: овербукинг в России могут полностью легализовать

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
В понедельник, 15 января, Западно–Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что оштрафовала S7 на 30 тыс. рублей за овербукинг (продажу билетов сверх числа мест в салоне). Выяснилось, что сразу семь пассажиров авиакомпании не смогли вылететь из Новосибирска в Москву. На рынке давно известно, что ряд российских авиаперевозчиков "балуется" овербукингом. Собственно, и штраф у той же S7 уже не первый. Поэтому новость выглядела заурядной. Но ровно до тех пор, пока за S7 не заступился Российский союз туриндустрии (РСТ). И не только за S7, но и за овербукинг как институт. И высказался за его полную легализацию в стране.
По версии РСТ, выпустившего специальный пресс–релиз, овербукинг не стоит расценивать как недоразумение. Оказывается, это "метод управления доходами авиакомпании", ведь в мире на рейсы не являются 10–15% пассажиров. "Без сверхлимитных продаж авиакомпании терпели бы убытки, отправляя незаполненные самолёты", — делают вывод в РСТ. "Сейчас овербукинг не запрещён, но законодательно не регламентируется", — передала пресс–служба слова вице–президента РСТ Дмитрия Горина.
Дискуссия о том, не легализовать ли овербукинг в гражданской авиации РФ, возникает не впервые. Однажды, 8 лет назад, инициатива дошла даже до правительства (там была благополучно провалена). Но всё–таки аргументы в пользу легализации овербукинга раньше были не столь примитивными, как сейчас.
Во–первых, овербукинг в стране всё–таки запрещён. Иначе откуда бы возникали штрафы вроде того, что выписан S7. Во–вторых, если без сверхлимитных продаж наши авиакомпании не в состоянии работать в плюс, возникает много вопросов к отрасли.
Откуда на борту могут взяться проданные, но свободные места? Например, благодаря обладателям невозвратных билетов. В день вылета у пассажира могут измениться обстоятельства, а билет не вернуть. Но ведь он оплачен. Откуда у перевозчика убытки?
Вторая категория пассажиров, вместо которых лайнер перевозит воздух, — опоздавшие на регистрацию. Но и они в большинстве случаев уже не в состоянии сдать билет. И природа убытков снова непонятна. Наконец, иногда перевозчик непосредственно перед вылетом меняет борт на менее вместительный. Но разве это чья–то другая ответственность, кроме как самой компании?
Человек так устроен, что хочется заступиться за обиженного. Тут главное — не переборщить. Заступившись за S7, РСТ оказал всей отрасли медвежью услугу.