Удобрения на засыпку: ускорится ли развитие портовой инфраструктуры в Усть-Луге

Автор фото: Сергей Ермохин

Через два года в Ленобласти заработает один из крупнейших в РФ портовых терминалов для перевалки сыпучих грузов. О том, что изменится с его появлением для производителей минеральных удобрений и экономики страны, "ДП" рассказал исполнительный директор ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга" Игорь Липинский.

Инвестсоглашение по созданию крупного логистического хаба удобрений в морском порту Усть-Луга подписано ещё в 2019 году, на ПМЭФ. Но с тех пор ситуация в российской экономике и логистике несколько поменялась. Сейчас в стране профицит портовых мощностей, объекты стоят недозагруженными. Нужен ли теперь ещё один терминал на Балтике?
— Проблема профицита хорошо известна — это следствие дефицита провозных возможностей железной дороги. Действительно, порты и терминалы НТК (в её состав входит наш терминал) не всегда загружены на 100%, иногда до 20–30% мощности простаивают. Это не только проблема портов НТК, но и большинства других портовых структур.
Почему строим мы и активно строят другие компании? Верим, что возникшая ситуация будет разрешена в перспективе года-двух. Мы видим усилия РЖД в этом направлении и надеемся на разрешение проблемы.
Игорь Липинский, исполнительный директор ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга"
Автор: Сергей Ермохин
Насколько ваши планы по запуску терминала поддерживаются железными дорогами?
— РЖД наш основной партнёр, поэтому все действия и рабочие вопросы мы согласовываем с ними. Технически присоединение уже выполнено. Вопросы провозных мощностей будут решаться на основе общего понимания экономических интересов и технических возможностей. Мы вместе делаем огромное дело: обеспечиваем стратегический экспорт страны. Ситуация на мировых рынках для нашей экономики крайне сложная по понятным причинам.
Мы работаем с минеральными удобрениями — с тем видом отечественного товара, который крайне востребован на мировых рынках, потому что это вопрос глобальной продовольственной безопасности. Для страны это вопрос мирового влияния, мягкой силы, как говорят. А также это вопрос миллиардов долларов валютных поступлений, чтобы поддерживать отрасль удобрений на том высоком уровне, который был достигнут за последние 5 лет.
В марте 2021 были озвучены планы по вводу в эксплуатацию первой очереди терминала — конец 2023 года. Что можно сказать сейчас о сроках строительства и объёме инвестиций?
— Сроки сдвинулись по понятным причинам: изменение глобальной логистики и нестабильность на рынках удобрений. Теперь планируемый срок ввода — второе полугодие 2025 года. Общая сумма инвестиций составит 56,4 млрд руб.
Автор: Сергей Ермохин
Назовите, пожалуйста, основных поставщиков портового оборудования. Как изменился их состав по сравнению с первоначальными планами?
— До санкций мы сотрудничали с европейскими компаниями, но, ввиду упомянутых изменений, перешли на азиатский рынок. На сегодняшний день заключён договор на изготовление основного технологического оборудования с китайской компанией RHM, одним из лидеров китайской промышленности по производству специализированного портового и горнодобывающего оборудования. В свою очередь, эта компания привлекает узконаправленные компании Поднебесной по производству конструкций из нержавеющей стали, конвейерных лент всех типов и др.
В конце ноября мы вернулись из рабочей поездки в Китай, где посетили четыре основные производственные площадки. Эти площадки специализируются на производстве конвейерного оборудования, пересыпных узлов, трансбордеров и позиционеров вагонов, портальных скребковых заборщиков, судопогрузочных машин, а также сборочных цехов электрощитового оборудования. В каждой компании мы провели встречи и переговоры с их первыми лицами. Была продемонстрирована высокая степень готовности оборудования, а также культура производства и профессионализм сотрудников. На данный момент готовится к упаковке первый лот поставки оборудования.
Чем новый терминал будет отличаться от других? Что позволяет рассчитывать на его востребованность?
— Мы новые и современные: более эффективные, болеет технологичные, более экологичные. Наш терминал — предлагает перевалку всех видов минеральных удобрений, это очень удобно для клиентов. В последние несколько лет производство минеральных удобрений растёт, как и экспорт продукции.
Наши мощности позволят всем производителям удобрений страны удовлетворить дефицит портовой мощности и увеличить объёмы производства, то есть терминал может стать заметным стимулом экономического роста в очень капиталоёмком секторе.
Морской грузовой фронт позволяет одновременно обрабатывать 3 балкера, с DW от 5–110 тыс. тонн. Таким образом, за один "судозаход" терминал может максимально отгрузить до 190 тыс. тонн с трёх причалов.
Автор: Сергей Ермохин
Какой будет пропускная способность перегрузочного комплекса, какого грузооборота планируется достичь?
— После ввода в эксплуатацию терминала и завершения пусконаладочных работ производственные мощности позволят на первом этапе организовать перевалку 7–8 млн тонн минеральных удобрений в год. В настоящий момент наши специалисты из производственного блока подготовили ряд предложений, которые позволят на следующем этапе увеличить грузооборот до 13–14 млн тонн в год. Основной упор сделан на изменение пропускной железнодорожной инфраструктуры комплекса.
Продукцию каких компаний, кроме "ЕвроХима" , планируете переваливать?
— Мы открыты для всех — наше географическое положение, инфраструктура, мощности и качественный подход к технологии хранения и перевалки груза позволят удовлетворить интересы всех ведущих производителей страны. Весной планируем пригласить к себе в гости представителей всех компаний, производящих минеральные удобрения, и презентовать им наш проект.
И как запуск терминала повлияет на экономику страны?
— Положительно — но что конкретно даст стране, зависит не только от нас или завершения строительства. Терминал создаёт огромный потенциал, а реализовать его возможно только совместно с нашими партнёрами, клиентами и РЖД.
Он расширит экспортные возможности страны. За счёт применения крупнотоннажного флота, балкеров типа Babycape мы сможем расширить географию отгрузок в страны Южной Америки, Азии, Африки и на другие востребованные рынки. Кроме того, это создание большого количества рабочих мест в различных сегментах рынка труда.