Российские экспортёры успешно приспосабливаются к изменившимся экономическим условиям. Выйти на новые рынки сбыта предприятиям помогают многочисленные программы господдержки.
В Северной столице представители малого и среднего бизнеса, участвующие в международной торговле несырьевыми товарами, могут воспользоваться различными видами помощи. Работает в этом направлении и АНО "Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта", созданная городским правительством в 2019 году. "Деловой Петербург" поговорил с генеральным директором организации Артёмом Калошиным о том, как компании осваивают новые направления поставок
Насколько вообще сегодня экспорт важен для экономики Петербурга?
— Отношения с зарубежными странами имеют большое значение для экономики любого региона России. Существующий набор мер поддержки прекрасно иллюстрирует насколько это направление важно для государства. Несмотря на то, что санкции и ковид оказали большое влияние в целом на международную торговлю, экспорт довольно активно развивается, и сейчас происходит достаточно сильная переориентация с Запада на южные и восточные рынки.
Какой объём сегодня экспортируют петербургские компании и какие товары занимают большую долю в поставках?
— Официальная статистика сейчас закрыта. Федеральная таможенная служба её не предоставляет, соответственно, в открытом доступе этих данных нет. Что касается групп товаров — это промышленная химия, энергетическое машиностроение. У нас активно развивается сегмент фармацевтики и медицинской техники, IT-сектор и робототехника. Производство пищевой продукции тоже занимает существенную долю.
Те сегменты, которые играют значительную роль в городской экономике, они же в достаточно больших количествах экспортируются на внешние рынки.
Конкретные цифры всё же можно назвать. В 2021 году объём неэнергетического экспорта составлял порядка $7 млрд. С тех пор наблюдается небольшой рост, поэтому динамика скорее положительная.
По каким направлениям расширяется география поставок?
— Развиваются в первую очередь страны ЕАЭС, направление Юго-Восточной Азии — Китай, Вьетнам. Активно растут взаимоотношений с Индией.
Важное место занимает рынок Турции, плюс страны Северной Африки — с ними тоже достаточно плотные связи.
С какими сложностями сталкиваются экспортёры? Как вы помогаете их преодолеть?
— Самый частый барьер — сертификация товара. Это длительный процесс может занимать до двух лет, но пройти его все равно нужно для выхода на новый рынок.
Предприниматели могут преодолеть этот этап с помощью наших услуг. В частности, мы можем софинансировать до 80% расходов на эти цели для малых и средних предприятий.
Другой инструмент направлен на софинансирование транспортных расходов. На одну компанию в год выделяется до полумиллиона рублей, которые позволяют частично оплачивать перевозку по территории России.
Стоит отметить, что у Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле есть отдельные субсидии по обоим направлениям на возмещение уже понесённых затрат.
Ещё возникают вопросы, связанные с взаиморасчётами, но мы со своей стороны достаточно активно в течение года проводим различные обучающие семинары, где все тонкости объясняют специалисты наших банков-партнёров.
А какие вызовы перед игроками возникли в последнее время?
— Они связаны с переходом на новые рынки сбыта и, как следствие, с изменением требований к товару. Для предпринимателей, которые привыкли работать с европейцами, не всегда понятны особенности бизнеса и деловой этикет в странах Азии.
Это важные нюансы, которые нужно учитывать, чтобы не сорвать заключение сделки. Тонкости переговорного процесса экспортёры могут узнать в рамках отдельного учебного направления. Там же мы разбираем вопросы, связанные с адаптацией презентационных материалов, бизнес-предложений.
Здесь речь и про цветовые решения, и про направление текста. Поскольку в арабских странах текст идёт справа налево, то и картинки должны быть размещены так же.
Также у центра есть целый инструмент поиска партнёров с помощью выставок, бизнес-миссий, где мы все эти моменты объясняем. Как подсказывает, практика, наши рекомендации помогают проще заходить на зарубежные рынки.
Какие перспективы у Петербурга в плане экспорта?
— За три года работы центр поддержал более тысячи компаний с объёмом поставок в $120 млн. На мой взгляд, это хорошие показатели, но мы ставим себе задачу расширить охват компаний и информировать бизнес о том, что мы существуем.
У Петербурга большие возможности для роста, город входит в группу регионов с самым максимальным экспортным потенциалом. Высокая концентрация экспортно ориентированных предприятий делает эти заявки обоснованными, а различные меры поддержки бизнеса помогут претворить их в жизнь.
Центр поддержки экспорта в Санкт-Петербурге поддерживает местный бизнес в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Центр является частью инфраструктуры поддержки предпринимателей "Мой Бизнес" и предоставляет компаниям различные услуги, помогающие им выходить на зарубежные рынки.