Расслабься и инвестируй: россияне открывают для себя рынок лаунж-франшиз

Автор фото: пресс-служба Tangiers Lounge

Ресторанная сфера Петербурга реагирует на продолжительный кризис стабильным, почти парадоксальным ростом, а лаунж-сети и сопутствующие франшизы все чаще попадают в фокус внимания инвесторов. "Деловой Петербург" разбирался вместе с "Вредным инвестором" Назаром Щетининым и владельцем лаунж-франшизы Tangiers Lounge Артёмом Синяковым, станет ли эта ниша тихой гаванью на ближайшие годы — и реально ли развивать такой бизнес без тесного общения с местным сообществом.

Поймать волну

Недавно обретённый официальный статус кулинарной столицы России не стал большой новостью для жителей Петербурга. Многочисленные рестораны, кафе, бары, кофейни и чиллауты продолжают открываться ударными темпами — догоняя показатели доковидных лет.
Ряд экспертов объясняет это массовым спросом на борьбу со стрессом, иные считают, что HoReCa начала процветать за счёт замещения иностранных игроков местными предпринимателями. Но все сходятся во мнении — рост реален, и он продолжится.
"Количество открытий остаётся на уровне прошлого года. Нами реализуется автоматизация в районе 200–300 заведений. Открытие часто коррелируются с закрытием одной и той же точки. То есть в районе 2/3 от общего объёма — это прежние заведения, но сменившие вывеску либо юридическое лицо. А треть, это уже непосредственно совсем новые заведения", — утверждает руководитель отдела продаж кассовой системы r_keeper Павел Жендубаев.
"Наша внутренняя статистика показывает рост на 15–20% по сравнению с 2021 и 2022 годом, как по запросам на поиск ресторанов и баров, так и на подключение этих заведений к нашему сайту", — сообщает коммерческий директор ресторанного гида Restoclub Сергей Захаров.
Вслед за восстановление и ростом рынка, а также демонстративным спокойствием ключевых рестораторов — инвесторы вновь обратили внимание на перспективы сферы HoReCa в Петербурге. И если полноценные ресторанные проекты отпугивают своей высокой стоимостью и необходимостью глубокого владения темой — то франшизные сети начинают выглядеть как тихая гавань для тех, кто не готов ставить на кон весь капитал.
По данным franshiza.ru, спрос на франшизы общепита за первые 6 месяцев 2023 года в России увеличился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В Петербурге спрос на покупку ресторанной франшизы за последний год увеличился более чем на 130%, следует из исследования, подготовленного Авито. Северная столица занимает 6 место в списке городов-миллионников по темпам роста спроса на этот продукт.
Илья Дудковский, руководитель макрокатегорий "Готовый бизнес и франчайзинг" и "Оборудование для бизнеса" на Авито добавляет, что дополнительным преимуществом покупки франшизы является доступ к уже популярному и раскрученному мастер-бренду с лояльной аудиторией, готовым пулом поставщиков и отработанными бизнес-процессами. "Продажа франшизы становится самым быстрым способом выхода на федеральный уровень, получения дополнительной аудитории и наращивания прибыли при отсутствии необходимости инвестировать в открытие новых точек самостоятельно", — утверждает эксперт.

Проще с комьюнити

Редакция "Делового Петербурга" обратилась за развёрнутым комментарием к двум представителям бизнес-среды, действующим в разных профилях. Первый — Назар Щетинин, брокер, финансист и IT-предприниматель, более известный как владелец канала "Вредный инвестор". Второй — Артём Синяков, создатель сети заведений Tangiers Lounge.
Какие тенденции и тренды вы наблюдаете на рынке франшиз Петербурга?
А.С.: Глобально всё, как у всех. Сперва все впали в панику, потом постепенно успокоились, затем привыкли. Кто-то быстро продал свой проект и уехал. Кто-то даже смог применить свои таланты в Эмиратах и Азии. Многие — вернулись и теперь думают, как использовать зарубежный опыт.
Тенденция заметная — на рынке появилось много свободного места, его стали занимать быстрыми в запуске проектами. Кто знает, как — делает. Кто не знает — привлекает партнёров или покупает готовые решения.
Всё же очень сильно зависит от локации. В некоторых случаях, например, по части кофеен, пекарен или баров, правильная география — это вообще 90% успеха. Пример — "Старбакс", он стоял на лучшем месте проспекта, там естественный трафик такой, что никакая реклама не нужна, а теперь там свободно. Такие шансы редко выпадают.
Артём Синяков, создатель сети заведений Tangiers Lounge
Высока ли конкуренция между предложениями по Петербургу в вашей нише?
А.С.: Профильных проектов с профессиональным подходом более 400, предоставляющих схожие услуги на непрофессиональном уровне — более 1000. По статистике на одно заведение в Петербурге — 14 000 человек. Эти показатели лучше, чем в многих крупных городах России: в том же Краснодаре на одно заведение приходится только 5 000 человек.
Вот и считайте — высокая конкуренция или нет. На мой вкус — места хватит всем, кто понимает, что делает.
Инвестиции во франшизы можно назвать трендом?
А.С.: Скажем так: инвестиции во франшизы сегодня выглядят как оптимальный инструмент, своевременный — исходя из условий на рынке.
Я хорошо помню, как даже пять лет назад, когда я рассказывал партнёрам о становлении нашей Tangiers Lounge франшизой, они реагировали скептически. Мол, "если всё так хорошо работает, тогда зачем продавать систему и плодить конкурентов?" Теперь вот начинают понимать тонкость метода и его стабильность.
Вообразите: возле города вечно случаются лесные пожары. Дворец в этом городе, наверное, лучше не строить — риски большие. А вот собраться с соседями и вложиться в строительство пожарной части — идея хорошая. Любая развлекательная франшиза — это такая пожарная часть, потому что даже если завтра станет совсем плохо, людям всё равно нужно будет снимать стресс где-то.
Но скажу прямо — это не биткоин в 2010 году: нельзя просто зайти и преуспеть за счёт скорости. Все новички что достигли заметного прогресса, из тех что я лично видел, — действовали с опорой на консультантов, серьёзно просчитывали ходы, подходили к вопросу коллективно.
Автор: пресс-служба Tangiers Lounge
Как в целом франшизы изменились за последние пять лет?
А.С.: Из явного — это развитие франшизных проектов со входом до 1 млн рублей и даже меньше. Пункты выдачи OZON, Яндекс, кофейни, булочные — бизнес для молодых игроков, народных бизнесменов.
А ещё тренд последних лет — это диджитализация. Теперь все стали IT–компаниями. Правда, в основном их развитие остановилось на создании бота в Telegram, который присылает время работы и адрес заведения — но это ведь тоже хорошо и удобно.
Плюс после всех кризисов на рынке осталось меньше мошенников, которые вводят в заблуждение молодых предпринимателей. Меньше серых схем — проще зайти с минимальным опытом и на ярком энтузиазме.
Как такие сети развиваются стратегически?
А.С.: Я выше упомянул коллективный подход — не просто так. Мы называем это "франчайзи с влиянием". То есть стратегия базируется на развитии сетей через лидеров рынка, будь то табак в Казани или Краснодаре, крипта на Бали или Кипре, фондовый рынок Москвы и так далее.
За всяким бизнесом стоит сообщество. Кто-то сам по себе, но как минимум нетворкинг поддерживают практически все. Отсюда внутренняя связь, обмен опытом, инсайды и прочее. А чем жёстче кризис — тем выше солидарность, потому что рынок общий, место найдётся для всех.
Но тут не обойтись без публичных авторитетов, потому что скепсис, я уже упоминал, он преодолевается лучше всего через личный пример серьёзного игрока. Онлайн-присутствие это тоже помогает развивать: нельзя же в рамках одного города застревать — мы ведь при глобализме живём.
Тут очень пригодилось знакомство с Назаром — с которым мы сделали московский "Особняк инвестора" на базе Tangiers Lounge.
И как там всё устроено?
Н.Щ.: Пока это классические семинары. Назначаются тема и время, мы записываем гостей. Мне, честно говоря, это не очень нравится. Семинар или лекция заставляют слушателей закрыться. Создаётся напряжение. А по факту в простом диалоге и живой беседе передаётся намного больше информации.
Надеюсь, со временем мы сможем полностью перейти от формата лекций к обычному клубному общению.
Назар Щетинин, брокер, финансист и IT-предприниматель
Какова концепция "Особняка инвестора"?
Н.Щ.: Инвесторы из комьюнити принимают решения на фондовом рынке, как бизнесмены. Даже если покупают акции на 100 000 рублей, они думают, будто покупают компанию целиком. Это может показаться чрезмерным, но это и есть философия нашего комьюнити. "Не хочешь владеть компанией целиком, не владей и частью". Это простая формула меняет отношение к фондовому рынку и компаниям, которые на ней торгуются.
Большинство людей так не думают и приходят на фондовый рынок, будто в казино — за лёгкими деньгами. Увы, это так. Мы не боремся с этим и не осуждаем, просто придерживаемся своего плана в "Особняке инвестора".
Это практически народный проект. У нас много акционеров, и все они из комьюнити. Есть акционеры, у которых аудитория больше, чем у "Вредного Инвестора", но при этом у них меньше доля. Однако в этом проекте все чувствуют себя равными.
Tangiers Lounge в качестве площадки для "Особняка" мы выбрали потому, что основатели этого бренда тоже наши подписчики, и разделяют этот подход к инвестированию. Плюс стандартный интерьер лаунжа прекрасно передаёт настроение английского мужского клуба. А у нас как раз большинство — мужчины. Так сложилось исторически, хотя мы открыты и для женщин, ждём всех желающих присоединиться!
Автор: пресс-служба Tangiers Lounge
Какова роль профессионального сообщества в вашем случае?
Н.Щ.: Наше комьюнити — это наши первые клиенты. Старт всегда самый сложный период, и подписчики поддержали именно в это время. Сейчас уже просто гостей больше, чем инвесторов, но ведь и они постепенно проникаются идеей инвестирования.
А.С.: Люди это всё. Вокруг вообще нет ничего, кроме тысяч договорённостей между людьми. Чай в стакане, сам стакан, сахар, вода, даже интерес к конкретному бренду чая — всё это возникло потому, что огромная система из массы людей договорилась между собой.
Чтобы повторить такой трюк — нужно простое общение и группа заинтересованных профессионалов. Вот их мы и собираем в "Особняке". Думается, что ровно так первые торговые караваны и появились — это естественный способ сделать бизнес.

О спикерах

Назар Щетинин — предприниматель, инвестор, коуч. В 2008–2015 годах — преподаватель по предмету "Рынок ценных бумаг" в брокерской компании БКС и "Открытие Брокер". В 2015 году — сотрудник инвестбанка BCS Prime. С 2016 года — основатель сервиса tezis.io. С 2017 года — владелец и ведущий канала "Вредный инвестор" на YouTube и в Телеграме.
Артём Синяков — предприниматель. Основатель группы компаний Art Hookah Family, лаунжей Hookah Box и Hookah Box Aviator, а также сети Tangiers Lounge из более чем 30 заведений.