Никто не скрывает амбиции. В Петербурге хотят превзойти монумент независимости Украины

Новый триумфальный столп в Петербурге может оказаться самым высоким в мире
Автор фото: Группа "ВКонтакте" "Питер. Genius loci"
Рендер 82-метрового столпа, посвящённого победе России в Северной войне, который хотят установить в Петербурге.
Перед "Лахта Центром" решили поставить самый высокий в мире триумфальный столп (в ⅕ высоты небоскрёба). Его проект 22 ноября рассмотрели на Градостроительном совете Петербурга.
Как ранее писал "Деловой Петербург", 82-метровый столп будет посвящён победе России в Северной войне. Его установят посреди безымянной пока круглой площади перед небоскрёбом, к которой через Лахтинскую гавань недавно построили эстакады. Инициатором выступил Фонд поддержки культурных инициатив "Газпрома". Как рассказал на совете гендиректор фонда Вадим Навоенко, инициатива исходила "от председателя правления" и была поддержана "на самом верхнем уровне".
Над проектом работали архитектор Михаил Мамошин и скульптор Степан Мокроусов-Гульельми. До этого они уже трудились вместе над памятником Петру I, спасающему утопающих близ Лахты. Этот небольшой (по сравнению с колонной) памятник стоит на этой же площади, в северной её части. На колонне тоже будет стоять памятник Петру I, причём, видимо, изображённому примерно в том же возрасте (Северная война закончилась в 1721-м, а рыбаков Пётр, как считается, спасал в 1724-м).
"Меня смущает наличие двух Петров рядом", — признался архитектор Сергей Бобылев. Его коллега Сергей Орешкин не согласен: "тут всё исхожено Петром I", царь везде был на этих берегах, поэтому идею нужно поддержать.
Докладчики напомнили, что сам Пётр хотел поставить такую колонну в честь победы в Северной войне, уменьшенная реконструкция хранится в Эрмитаже. "300 лет Россия мечтала создать этот столп, всегда находились причины отложить это в сторону", — уверен Мокроусов-Гульельми. Правда, разместить колонну хотели не в Лахте, а на площади в центре города (она потом послужила одним из источников вдохновения для создателей Александровской колонны на Дворцовой).
Авторы признают, что здесь поместить её было непросто (особенно — выбрать нужную высоту). Пришлось подчиниться законам композиции места — "мега-развёртки" с "Лахта Центром", флагштоками и стадионом "Зенит". В итоге подстроились под 90-метровую высоту многофункционального здания, входящего в комплекс "Лахта Центра" и построенного возле основной башни. Определившись с высотой, авторы выверили пропорции, чтобы они вышли классическими (высота пьедестала 24 метра, скульптуры — 9,6 метра). Колонну украсят рельефами, увековечивающими деяния Петра, кроме того, внизу будут установлены медальоны в память о его победах.
"Здесь вся эволюция мирового колонностроения", — говорит Мамошин. Авторы синтезировали детали многих триумфальных колонн. Сегодня самая высокая — монумент независимости Украины в Киеве — имеет высоту 62 метра. Прежде самой высокой была колонна Нельсона в Лондоне высотой более 50 метров. "Никто не скрывает в этом проекте амбиции, и вещи надо называть своими именами. Потому что рядом стоит самое высокое здание в Европе, и колонна тоже может быть выдающейся", — считает Мамошин.
Архитектор Святослав Гайкович проголосовал за эту работу (она выполнена талантливо) но с тяжёлым сердцем (поскольку место для столпа не самое подходящее). "Иметь столп рядом с таким высоким зданием — значит, облечь его на насмешки, ведь по сравнению с "Лахта Центром" (462 метра. — Ред.) он всё равно будет смотреться младшим братом. Чего бы не хотелось, потому что событие, которое должен увековечивать этот памятник, великое", — говорит Гайкович.
Как вариант, зодчий предложил подумать над триумфальной аркой вместо колонны. "С градостроительной точки зрения соседство башни "Газпрома" и колонны неудачно", — согласен архитектор Михаил Кондиайн. В любой композиции триумфальная колонна должна быть высшей точкой, поддержал коллегу Максим Атаянц.
Мамошин не спорит, что, возможно, это единственная колонна, которую будет видно из окна рядом стоящего здания. Но это не повод её не строить. "Очень важно, что в мире обтекаемого модернизма появляется фигуративная архитектура и фигуративная скульптура. Это будет маленькая часть Петербурга во всей этой абстрактной глобалистической инсталляции", — добавил он.