Гатчина, Куньголово, Лепсари, Мшинская и Кингисепп. Куда повезут мусор из Петербурга в 2024 году

Петербург и Ленобласть согласовали места для вывоза городского мусора
Автор фото: Сергей Коньков / "Деловой Петербург"
Грузовики везут мусор на полигон.
Представлен проект изменений в территориальную схему размещения отходов Ленинградской области, в котором в том числе указаны места размещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО), которые отправятся в 47-й регион из Петербурга.
Согласно документу, в 2024 году от 700 тыс. до 1 млн тонн отправятся на полигон ООО "Новый Свет — ЭКО" в Гатчинском районе, от 300 тыс. до 650 тыс. тонн — на полигон "ЭкоПлант" в деревню Куньголово Тосненского района, 300 тыс. — на "Полигон ТБО" в деревню Лепсари, 180 тыс. тонн — на комплекс по переработке отходов (КПО) "Кингисепп", который должны ввести в эксплуатацию в середине 2024 года, 150 тыс. тонн — на полигон ООО "Авто-Беркут" в посёлке Мшинская Лужского района.
Суммарно речь идёт о размещении порядка 2,2 млн тонн. При этом, согласно официальным данным АО "Невский экологический оператор"(регоператор по обращению с ТКО Петербурга), в 2022 году в городе образовалось порядка 1,6 млн тонн ТКО.
Новый список полигонов, как говорят участники совещаний, согласовывали 2 недели. Обновление перечня объектов размещения (в 2023 году петербургские отходы отправляются в Новый Свет, Мшинскую и на полигон "РАСЭМ" под Выборгом) — результат сложных переговоров с Ленобластью, а также следствие того, что к 2024 году в агломерации так и не появились современные комплексы по переработке отходов, строительство которых анонсировали регоператоры двух субъектов.
"Особых вариантов нет, мощности старых полигонов во многом исчерпаны, с новыми возникают в лучшем случае задержки по ходу реализации. В итоге приходится использовать в том числе достаточно спорные объекты, по которым можно ожидать сложностей с эксплуатацией и социальной напряжённости", — говорят эксперты.
Летом этого года на круглом столе "Делового Петербурга" руководители регоператоров говорили, что перенос сроков связан со сложностью прохождения проектов. В ближайшее время можно ожидать только полноценного запуска первой очереди КПО "Волхонка" (объект построен год назад, но пока работает в режиме пусконаладки). Однако он находится в черте города, где захоронение "хвостов" запрещено федеральным законодательством, здесь возможна только обработка. В итоге все отходы после отбора полезных фракций отправляются на полигоны Ленобласти.
Предполагается, что в первой половине 2024 года будет запущена вторая очередь "Волхонки" и КПО "Кингисепп", в составе которого предусмотрена обработка отходов и карта размещения проектной вместимостью 9 млн тонн ТКО. Его строит АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", областной регоператор. К концу 2024 года, согласно озвученным летом этого года планам, можно ожидать ввода КПО "Островский" в Выборгском районе Ленобласти (карты захоронения в его составе могут принять порядка 15 млн тонн), однако по нему НЭО до сих пор не получил разрешение на строительство.
По данным "Контур.Фокус", ООО "Новый Свет — ЭКО" принадлежит АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”", Виктору Лайкову, Евгению Дегтяреву и Анатолию Язеву. Учредители ООО "ЭкоПлант" — Владислав Головатый, Заур Рустамов и Евгений Попов (им же принадлежит ООО "Эко Лэнд", один из подрядчиков НЭО по транспортировке ). Владелец "Полигон ТБО" — Спартак Доев, который 2 года назад стал его учредителем вместо УК ООЛО. КПО "Кингисепп" строит УК ООЛО. "Авто-Беркут" принадлежит Владиславу Кудрявцеву, который приобрёл компанию в конце 2020 года у УК ООЛО.
Как поясняют участники рынка, пересмотр списка объектов для размещения повлечёт за собой корректировку накатанных за этот год транспортных маршрутов. Теперь, когда все договоренности достигнуты и определены конечные точки маршрутов, НЭО сможет провести конкурсы на выбор перевозчиков. Ожидается, что они будут объявлены в ближайшее время.
Напомним, что контракт на обслуживание территории Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и оставшейся части Центрального районов до конца 2024 года 2 года назад выиграло АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”", по остальным территориям подрядчиков ищут на один год. Сегодня транспортировкой отходов в Петербурге по договорам с НЭО занимаются АО "Автопарк №1 “Спецтранс”", ООО "Эко Лэнд", ООО "Ресурс АТЭ" и ООО "Эковаст".