В ноябре Госдума рассмотрит закон, который регламентирует появление публичного реестра неплательщиков алиментов. Эксперты не видят пользы от такого перечня.
Согласно тексту законопроекта, он вступит в силу по истечении 9 месяцев после принятия, то есть не ранее сентября 2024 года. Министр юстиции Константин Чуйченко в минувшую среду в Госдуме уточнил, что в реестр попадут лица, которые привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату алиментов либо находятся в розыске как должники.
"Если бы этот реестр формировался сегодня, то в нём находилось бы порядка 144 тыс. наших граждан, — заявил министр. — Он как бы будет представлять собой позорную доску".
Из пояснительной записки следует, что фактически приставы из своего банка данных, в котором содержатся записи более чем о 113 млн исполнительных производств, выделяют отдельный блок, где будут только должники по алиментам.
На текущий момент по данным неплательщикам ведётся 755 тыс. исполнительных производств. По итогам 2023 года взысканная по ним сумма достигнет 47 млрд рублей.
“
"Как показывает наш опыт, должников включение в реестр не испугает. Анонсированный реестр как первый этап работы не принесёт существенной пользы", — отмечает адвокат, директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business Татьяна Грушко.
По её словам, спрогнозировать действенность следующего этапа можно будет только после того, как законодатель утвердит пакет ограничений, о котором заявил министр юстиции.
О том, какие это будут меры в дополнение к уже имеющимся у государства инструментам — запрет на выезд за границу или на регистрационные действия с имуществом, — Чуйченко не уточнил. Впрочем, законопроектом впервые вводится возможность обмена информацией между судебными приставами и Социальным фондом. Данная оговорка касается не только должников по алиментам.
"Сейчас информация о наличии долга по алиментным платежам может попасть в кредитную историю, если есть судебное решение о взыскании, не исполненное в течение 10 дней. Однако её направление в бюро кредитных историй — не обязанность, а только право судебных органов", — рассказывает руководитель пресс–службы НБКИ Игорь Моисеев.
По его словам, такие записи очень редки и являются скорее исключением. Что же касается пользы для кредиторов, то появление данных из реестра неплательщиков в кредитных историях не помешает.
"Невыплата алиментов свидетельствует как о недобросовестности заёмщика, так и о возможных проблемах с доходами. Хотя говорить о том, что ему совсем никто не даст кредит, я бы не стал", — резюмирует Моисеев.