Парадокс e–commerce: падение доходов населения ударит по рынку доставки еды

Автор фото: ТАСС

В 2023 году рынок электронных сервисов продолжит развиваться неравномерно.

Пожалуй, самые позитивные прогнозы на 2023 год — у рынка онлайн–ретейла, который и в 2022–м показал колоссальный рост в условиях нестабильной экономической ситуации — 40%, по подсчётам INFOline. По итогам года объём рынка электронной коммерции составил около 5 трлн рублей (по прикидкам АКИТ) или 6,2 трлн рублей (INFOline).
Тенденция не удивительна, учитывая деградацию традиционной офлайн–торговли, которая сильно пострадала от ухода зарубежных брендов. Маркетплейсы, которые продолжат быть основными драйверами роста онлайн–рынка, предоставляют россиянам доступ к продуктам ушедших из России компаний (это и всеми любимая ИКЕА, и бренды одежды, такие как UNIQLO или H&M), что, в свою очередь, подогревает интерес к этим площадкам. При этом дело не столько в иностранных брендах, сколько в каналах распространения и наличии офлайн–точек. Например, сейчас количество партнёрских точек выдачи заказов (ПВЗ) у Wildberries уже больше 8,5 тыс., и оно продолжит расти.
Однако есть и обратная сторона медали — значительное падение доходов населения. В приоритете находится экономия, а не удобство получения товара. Что, кстати, сильно скажется на рынке доставки еды. INFOline, например, прогнозируют падение этого рынка на 40% (тенденции прошлого года это подтверждают, например тот же "Самокат" был вынужден уйти из нескольких городов присутствия).
Ещё один важный фактор — возможное разрешение онлайн–торговли алкоголем. Напомним: сейчас торговать алкогольной и табачной продукцией в интернете нельзя, но в декабре стало известно, что власти готовят эксперимент, в который хотят включить "Сбермаркет", Ozon и Wildberries. Примечательно, что о сервисах доставки еды речь опять не идёт — только о маркетплейсах. Алкоголь — это высокомаржинальный продукт, который может увеличить стоимость средней корзины до 30%. Таким образом, заинтересованность в онлайн–покупках на маркетплейсах у потребителей возрастёт.
Но, пожалуй, главной тенденцией грядущего года станет общее движение к цифровой независимости. Все эти годы тот же ретейл использовал, например, зарубежные операционные системы в кассовых аппаратах, иностранный софт применялся в логистике, в закупках, учёте, документообороте. Сейчас использование зарубежных технологий может грозить остановкой процессов и нарушением безопасности.
2023 год станет переломным в плане перехода на отечественные аналоги, уже сейчас объём заказной разработки в России вырос примерно на 20%. У бизнеса появится большая заинтересованность в сложных ERP– и WMS–системах, корпоративных сервисах, а также СЭД–, ECM– и BPM–решениях от российских разработчиков. Хороший рост могут показать российские облачные технологии. Хотя основным заказчиком подобных продуктов будут компании с госучастием, которые движутся по пути цифрового импортозамещения в обязательном порядке.