Выдача кредитов на авто в России достигла исторического максимума

Автор фото: Тихонов Михаил

Автокредитование ежемесячно бьёт собственные исторические рекорды как по количеству, так и по объёмам выдач. Спрос не останавливает даже существенный рост цен на машины.

В августе 2023 года средний размер выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) составил рекордные 1,49 млн рублей, увеличившись на 3% по сравнению с июлем. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), данный показатель растёт уже 7 месяцев подряд.

Рекорды на транспорт

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года средний чек автокредита вырос ещё существеннее: на 27,3% (в августе 2022 года он достигал 1,17 млн рублей). В Петербурге по итогам августа этот показатель превысил 1,78 млн рублей (при 1,75 млн в июле или 1,52 млн в августе 2022 года, таким образом, за год он вырос на 17%).
В июле банки выдали автокредитов на 165 млрд рублей, подсчитали аналитики Frank RG. Это стало абсолютным максимумом за всю историю наблюдений. Рекорды обновляются ежемесячно с апреля. Это происходит на фоне ослабления рубля, роста ключевой ставки, восстановившегося импорта иномарок, а также продолжающегося роста цен как на новые авто, так и на машины с пробегом.
Показатель среднего размера автокредита растёт вслед за стоимостью автомобилей. Однако банкиры фиксируют и рекорды в количественном выражении: так, по итогам июля в стране оформлено 113,6 тыс. кредитов на покупку машин, что на 37% больше, чем в июне. Август как период отпусков традиционно снизил темпы, однако по итогам сентября эксперты прогнозируют дальнейший ажиотажный спрос. В том числе и за счёт увеличения числа сделок на рынке авто с пробегом.
"Рынок автокредитования стремительно восстанавливается и перестраивается с учётом появления новых брендов и совместных программ автопроизводителей и банков. За 6 месяцев 2023 года мы выдали автокредитов на сумму, которая почти в 4 раза превышает аналогичный показатель 2022–го, — говорит Екатерина Конова, директор департамента розничного автокредитования “Росбанк Авто”. — При этом динамика спроса напрямую связана с количеством продаваемых автомобилей и кредитной долей".
По её словам, на повышение средней суммы кредита влияет изменение стоимости автомобилей в целом по стране, которая существенно увеличилась: "Отмечу и развитие сегмента рынка автомобилей с пробегом. По нашей оценке, доля выдач таких кредитов выросла почти в 6 раз. Это связано не только с перестройкой рынка, но и с тем, что за последний год существенно улучшены условия: увеличен срок займа до 8 лет, появилась возможность покупки в кредит авто с пробегом возрастом до 30 лет".
Доля продаж авто с пробегом увеличивается из–за того, что на рынке всё ещё не ликвидирован дефицит новых автомобилей, несмотря на появление всё новых и новых китайских марок.
"Резкий рост курса доллара к рублю был остановлен только после внеочередного заседания ЦБ РФ в августе, на котором повысили ключевую ставку сразу до 12%. В известной мере это замедлило и резкий рост цен на вторичном рынке, начавшийся в конце июня текущего года, — рассуждают эксперты блока автобизнеса банка “Открытие”. — Однако в среднем за последний месяц лета подорожание всё равно оказалось немного выше, чем мы прогнозировали ранее. Так, сразу по 12 моделям популярных машин с пробегом средняя цена была увеличена на 5% и более". По данным экспертов, в июле таких автомобилей было вдвое меньше.
По данным "СберАвто" (сервис для покупки и продажи автомобилей онлайн), в июне–августе 2023 года в Петербурге в тройку лидеров вошли автомобили KIA (10%), BMW (9%) и Volkswagen (8%). Медианная стоимость авто составила 1,5 млн рублей.
"Доля б / у авто в структуре выдач выросла с 54% в прошлом году до 76% к осени 2023–го, средний чек кредита на них увеличился в 1,4 раза, до 1,8 млн рублей, — рассказывают в банке “Открытие”. — В топ–5 клиентских предпочтений входят исключительно корейские и немецкие марки: KIA и самая популярная модель Rio, Hyundai и не менее популярный Solaris, BMW преимущественно третьей серии, Volkswagen с “народными” Polo и Tiguan и Mercedes E– и C–классов". По данным экспертов, более половины всех проданных авто пришлась на машины 2019–2021 годов выпуска.
По информации портала "Сравни.ру", на сегодня в Петербурге диапазон ставок на автокредиты на основе 179 предложений составляет от 0,01 до 40,7%. Максимальные формируются при приобретении подержанных авто без страхового покрытия и передачи транспортного средства в залог. Минимальные — за счёт совместных программ с производителями и дилерами.

Ограничительные меры

Двигателем спроса на подержанные авто стало понимание покупателями того, что при очередной волне обесценивания рубля нужно вкладываться в "железо".
Несмотря на общий рост вторичного рынка, который наблюдается уже на протяжении последних 5 месяцев, число ликвидных 3–летних моделей западных, японских и корейских марок по–прежнему продолжает сокращаться. С увеличением ограничительных мер в части налогов и возможных изменений в октябре в оформлении СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств) недостаток "свежих" машин на отечественном рынке может только усилиться. Более того, с 1 октября меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту: теперь автомобили марок, официально представленных в нашей стране, можно будет купить только у официальных дилеров. Ужесточение государственной политики ещё больше может увеличить спрос на авто с пробегом.
"Идея Минпромторга, скорее всего, направлена наряду с повышением утильсбора на ограничение конкуренции со стороны китайского автопрома, — отмечает Вячеслав Жигалов, вице–президент и исполнительный директор ассоциации “РОАД”. — Мы видим, что отечественные производители эту конкуренцию проигрывают вчистую, а при неизбежном дальнейшем росте цен нашей продукции будет всё труднее находить сбыт даже при текущих ограниченных возможностях производства".
"Думаю, спрос останется на текущем уровне, другой вопрос, каким будет предложение. Очевидно, что цены на автомобили, не завозимые официально, вырастут. Но насколько — прогнозировать сложно, — отмечает директор по маркетингу и IT группы компаний “Петровский” Сергей Новосельский. — Понятно, что утильсбор уже никуда не денется, но всё будет зависеть от того, как быстро официальные поставки восполнят выпадение моделей, не сертифицированных или не поставляемых в страну по инициативе производителей".
По его мнению, 15–20% рынка, которые заняты поставками по параллельному импорту, практически полностью будут замещены официальными импортёрами и российскими производителями.
С января по август в Петербурге ВТБ профинансировал около 8 тыс. заёмщиков на 10,7 млрд рублей. Это втрое превышает результат за аналогичный период прошлого года в количественном и в 2,7 раза — в денежном выражении. Одновременно с восстановлением рынка новых авто продолжает расти спрос на автомобили с пробегом. В начале года лишь 30% заёмщиков оформляли кредит на подержанные транспортные средства, в августе на вторичный рынок пришлась половина сделок.
Вера Тучкова
заместитель начальника управления розничных продаж ВТБ
Средний чек кредита на покупку автомобиля непрерывно растёт с февраля 2023 года, а в августе было зафиксировано очередное рекордное значение данного показателя. В Петербурге по итогам последнего летнего месяца он достиг 1,78 млн рублей против 1,5 млн в феврале. Стоит отметить, что росту среднего размера автокредита во многом способствует увеличение продаж новых автомобилей из дружественных стран. В количественном выражении выдача автокредитов непрерывно росла с февраля по июль текущего года, а небольшое снижение в августе, скорее всего, свидетельствует о некоторой её стабилизации.
Алексей Волков
директор по маркетингу НБКИ