Вагончик тронулся: как в Петербурге хотели построить надземное метро

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

В следующем году на строительство петербургского метро планируется потратить 30 млрд рублей. Смольный намерен открыть четыре новые станции: "Горный институт", "Казаковскую", "Путиловскую" и прогон "Театральной". А 23 года назад в городе всерьёз обсуждали идею создания надземного метро. Власти даже успели утвердить бизнес-план проекта. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 835 от 31 октября 2000 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
  • Проект "Надземного экспресса" оценивался в $150 млн (около 4,2 млрд рублей по курсу того времени)
  • Инвестиции должны были окупиться за 10 лет
  • Заказчиком проекта хотели сделать несколько частных компаний
  • Переговоры велись с германскими, японскими и французскими корпорациями
  • Новый вид транспорта рассматривался как альтернатива подземке
Автор материала — Валерий Грибанов (сейчас продолжает работать в петербургской журналистике).

"Надземный экспресс" потеснит метро

Губернатор Петербурга одобрил бизнес-план проекта по созданию в городе нового вида пассажирского транспорта "Надземный экспресс". Объём инвестиций составит около $150 млн. Окупаемость — примерно 10 лет.
Финансирование проекта предполагается осуществить за счёт привлечённых инвестиций. Первая линия нового транспорта должна появиться в Петербурге к 2003 году. "Надземному экспрессу" уготована роль альтернативы метрополитену.
Распоряжением Владимира Яковлева №1153-р от 24.10.2000 комитету экономики и промышленной политики совместно с ЗАО "Ленпромтранспроект" (эти организации и разрабатывали бизнес-план) в месячный срок поручено подготовить и представить на утверждение губернатору Петербурга предложения по созданию коммерческой организации, которая возьмёт на себя функции заказчика. Помимо администрации города и "Ленпромтранспроекта" в её состав предполагается включить ряд частных компаний (каких — ещё не определено).
Как удалось выяснить "ДП", переговоры ведутся с германскими, японскими и французскими компаниями, эксплуатирующими подобный вид транспорта у себя на родине.
Трасса предполагаемого маршрута "Надземного экспресса"
Не заключать!
В ближайшие 3 месяца комитету по земельным ресурсам и землеустройству за счёт средств бюджета города предстоит провести мероприятия по определению землепользователей и осуществить инвентаризацию объектов недвижимости, которые располагаются в предполагаемых границах "Надземного экспресса".
Комитету по управлению городским имуществом и территориальным управлениям административных районов Петербурга предписано не заключать новые и не продлевать действующие договоры аренды на земельные участки, расположенные в границах прохождения "Надземного экспресса".
Над городом
По сообщению начальника отдела комплексного развития жилищного хозяйства, транспорта и связи комитета экономики и промышленной политики Сергея Дмитриева, новый вид транспорта будет представлять собой своеобразную железную дорогу, проходящую по эстакаде высотой от 5 м и выше над землёй (в зависимости от городской инфраструктуры). По дороге будут передвигаться облегчённые составы в 2-4 вагона со скоростью 35-40 км/час.
Длина первой трассы составит 21 км. Согласно планам, она будет начинаться от улицы Пионерстроя, проходить мимо станции метро "Проспект Ветеранов", мимо железнодорожных платформ "Дачное" и "Предпортовая", Дунайского проспекта, станции метро "Обухово". Первый участок этой линии длиной 7 км предполагается ввести к 2003 году. Оборудование будет закупаться за рубежом (для более быстрой реализации проекта). Среди возможных партнёров звучит имя французской компании Alsthom. Она разрабатывала аналогичный проект "Метеор" в Париже. На линию протяжённостью 7,2 км в 1998 году было затрачено около $1 млрд.
Аналогичный проект в Париже
Деньги на проект
Решение о поддержке этого проекта администрация Петербурга приняла в 1998 году. Согласно распоряжению губернатора №818-р, на подготовку бизнес-плана из бюджета города было выделено 800 тыс. рублей. В октябре этого же года строительство "Надземного экспресса" включили в перечень первоочередных городских проектов, подлежащих реализации в 1998-2000 годах.
"Новый вид транспорта должен стать альтернативой метрополитену. Совсем недавно, 12 октября, вышло распоряжение правительства России №1433-р, согласно которому доля средств федерального бюджета при строительстве метрополитена сокращается с 50 до 20%. Значит, рассчитывать на то, что этот вид транспорта в ближайшие годы будет развиваться, не приходится. С наземным тоже проблемы — улицы города и так перегружены транспортом, значит, надо выходить на третий уровень", — считает Сергей Дмитриев.
С ним согласен и начальник производственно-технического отдела комитета по транспорту Валерий Смирнов: "В традиционные виды транспорта частные инвестиции не привлечёшь. Другое дело — "Надземный экспресс"... Кроме того, мы выбирали маршрут по самым пассажиронапряжённым направлениям".
Примечательно, что первый проект надземной железной дороги, проходящей по городской эстакаде, появился ещё в 1933 году. Но так и не был реализован.
Крупные проекты заждались инвесторов
Все крупные проекты городской администрации, требующие серьёзных инвестиций, начинались как коммерческие. Пока ни один из них не реализован.
Проектов, которые по значению для города и своим масштабам могут сравниться с "Надземным экспрессом", в Петербурге не много. К ним можно отнести строительство кольцевой автомобильной дороги (КАД) и Западного скоростного диаметра (ЗСД). Оба начинались как коммерческие — заказчиком по ним выступали акционерные общества. Предполагалось, что частные средства, привлечённые в проект, будут возвращаться за счёт коммерческого использования трасс.
Впоследствии город и федеральный центр отказались от идеи коммерческого использования КАД. Технико-экономическое исследование показало, что найти инвесторов для проекта будет невозможно (инвестиции здесь на порядок выше, чем в "экспрессе", — $1-1,5 млрд). Функции заказчика КАД передали государственному учреждению. Дорога строится за счёт федерального и местного бюджетов.
Подготовка технико-экономического обоснования строительства ЗСД пока не завершена, его обещают представить к началу следующего года. Заказчиком по проекту остаётся акционерное общество. Планируется, что оно будет привлекать средства в проект. По различным оценкам, инвестиции также составляют от нескольких сотен миллионов долларов до $2 млрд. До начала работ по строительству самой трассы пока далеко, но год назад на всякий случай губернатор поступил так же, как сейчас с "Надземным экспрессом", — запретил продлевать и заключать новые договоры аренды земли и объектов недвижимости, попадающих в коридор ЗСД.
Попытка избавиться от арендаторов задолго до начала реализации самих проектов объясняется горьким опытом, приобретённым администрацией Петербурга при строительстве первого участка КАД: у Выборгского шоссе в районе прохождения кольцевой дороги располагались пять домов. По смете на их расселение предполагалось потратить 5 млн рублей. Но, как только люди узнали о проекте, они стали прописывать к себе родственников и выдвигать завышенные требования к предоставляемому взамен жилью. В результате только на переговоры с жителями пяти домов было потрачено несколько месяцев.