Агрофирма из Ленобласти в суде оспорила убыточные договоры весны 2022 года

Автор фото: Вдовин Сергей

Агрокомпания "Остроговицы" пытается по суду добиться справедливого пересмотра договоров лизинга, заключённых весной 2022 года на фоне панической ставки ЦБ в 20% годовых. Проблема в том, что в отличие от кредитов, лизинг нельзя рефинансировать после снижения ключевой ставки. Поэтому фермеры взывают не к закону "о финансовой аренде", а к банальной справедливости. Тем не менее, по мнению экспертов, шансы на победу у истцов есть, потому что Верховный суд в последнее время и сам всё больше смотрит на справедливость сделки, а не на букву закона.

В Арбитражный суд Москвы (по месту нахождения ответчика) на днях поступил иск ООО "Остроговицы", сельхозпредприятия из Волосовского района Ленобласти, к ООО "Газпромбанк Автолизинг".
Агрофирма требует от лизинговой компании пересчитать по справедливой ставке договоры лизинга, заключённые весной 2022 года. Тогда, не взирая на начавшуюся спецоперацию и взлетевшую до небес ставку ЦБ, "Остроговицы" закупили новую технику на общую сумму более 140 млн рублей (если считать только цены производителей без лизинговой переплаты), чтобы обеспечить бесперебойную работу на посевной, и при уборке урожая.
Собственно, как сказал корреспонденту "ДП" гендиректор компании Александр Оксюта, у неё и выбора не было: срыв посевной обернулся бы колоссальными убытками, так что, хочешь не хочешь, а укомплектовывать парк техники было надо именно тогда, в марте.
Но проблема в том, что лизинговые компании (помимо "Газпромбанк Автолизинга" с "Остроговицами" сотрудничал также "ВТБ Лизинг") установили наценку на свои услуги примерно на уровне 16-18% годовых. И получилось, что переплата по большинству договоров за три года составила примерно две трети от стоимости самой техники — итого (если не считать договоры, заключённые до повышения ставок) вышло почти 60 млн рублей переплаты.
"Остроговицы" летом 2023 года, спустя год и три месяца аккуратных платежей по договорам, обратились в обе лизинговые компании с просьбой о перерасчёте с учётом понижения ключевой ставки ЦБ. Напомним, она с лета 2022 года по лето 2023 года составляла 7,5% годовых, и лишь в августе 2023 года была повышена до 12%.
Но даже под 12% годовых переплата составит не более 30 млн рублей, а не 60 млн, как по действующим договорам, подсчитали аграрии. Если же считать по 7,5%, то вовсе выйдет, что весь долг "Остроговиц" за технику уже погашен, а по некоторым договорам и вовсе возникла переплата. "ВТБ-Лизинг" без проблем согласовал перерасчёт и мирно расстался с довольным клиентом. А вот "Газмромбанк-Автолизинг" навстречу не пошёл.
"Вопрос о возможности изменения сумм выкупных платежей был направлен на рассмотрение в ответственное подразделение, — сообщили "Остроговицам" в лизинговой компании. — На заседании комитета от 12 июля 2023 года было принято отрицательное решение. Суммы досрочного погашения не могут быть изменены".
Агрофирме пришлось обращаться в суд.

Планы и реальность

ООО "Остроговицы" владеет 4,9 тыс. га в Волосовском районе Ленобласти в собственности и еще 2,3 тыс. га в аренде, при этом 3,5 тыс. га используется под выращивание зерновых (урожай составляет около 2 тыс. тонн пшеницы в год), а остальные 3,7 тыс. га — под пастбища. У компании есть стадо из 2,3 тыс. коров, которое дает порядка 9,5-10 тыс. тонн молока в год. Выручка компании в 2021 году составила 296 млн рублей, в 2022-м (после покупки новой техники) 347 млн рублей. Однако прибыль при этом не только не выросла, но даже сократилась на 10 млн рублей.
"У нас в планах было увеличение производственных мощностей для выращивания зерновых, которое позволило бы нам со временем использовать все имеющиеся площади сельскохозяйственных земель — 7,2 тыс. га — и выдать почти 8 тыс. тонн зерна уже в 2023 году, а с 2024 года производить по 13-14 тыс. тонн в год, — говорит генеральный директор ООО "Остроговицы" Александр Оксюта. — Но как цены на молоко пошли вниз в 2021 году, так цены на зерно упали в 2022–23, в итоге купленная по заоблачным наценкам техника в лизинг съела всю нашу рентабельность. В итоге мы вынуждены выживать, а лизингодатель на нас наживается, получает сверхприбыль. Где тут справедливость?"
В Комитете по АПК Ленобласти "ДП" сообщили, что органы исполнительной власти региона не вмешиваются в споры бизнес-структур, поэтому комитет не может поддержать аграриев в их противоречиях с финансистами. Однако ситуация с подорожанием сельхозтехники в начале 2022 года на 15–35% не позволяла оставить агробизнес совсем без поддержки.
Таковая комитетом осуществляется через субсидирование покупки сельхозтехники, отметили чиновники. Так, за тот самый 2022 год, когда "Остроговицы" покупали технику в лизинг, областные власти субсидировали 114 хозяйств на покупку 587 единиц сельхозтехники на общую сумму 2,53 млрд рублей, возмещая бизнесу до 40% от стоимости каждой покупки.
Только вот, отметил Александр Оксюта, в расчете на одну компанию размеры субсидий ограничены суммой в 3–5 млн рублей, что ничтожно, когда надо купить техники на 90–100 млн. К тому же фактически размер субсидий не изменился, несмотря на рост цен на технику и ставок на привлечение средств. Поэтому лизинг оставался единственным доступным вариантом для покупателя, не имеющего финансовой возможности оплатить технику у производителя целиком. Теперь же, когда ситуация на финансовом рынке стабилизировалась, те аграрии, кто купил технику при ставке ЦБ в 20%, оказались в юридической ловушке.

Сложности лизинга

По словам опрошенных "ДП" юристов, сложность ситуации для лизингополучателя связана с невозможностью рефинансировать лизинговую сделку в другой финансовой организации.
"Невозможность обусловлена тем, что собственником техники остается лизинговая компания, — говорит Андрей Есманский, юрист судебно-арбитражной практики АБ "ЕПАМ". — В связи с этим "освободиться" от уплаты высоких процентов можно только путем прекращения действия договора лизинга".
При этом, отмечает управляющий партнер GRADE Анатолий Грабовский, законодательство не предполагает каких-либо специальных возможностей обязать лизингодателя к уменьшению размера лизинговых платежей: "По закону "О финансовой аренде", размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон. То есть уменьшить размера лизинговых платежей можно только с согласия лизингодателя".
Поэтому вся надежда "Остроговиц" действительно на суд, который, как отмечают эксперты, действительно "может уменьшить сумму предусмотренной договором стоимости выкупа, если она является экономически необоснованной".
Так, недавно Верховный суд РФ рассматривал дело, где договор лизинга предусматривал возможность досрочного выкупа, но обусловливал её уплатой суммы, равной сумме всех лизинговых платежей, подлежавших уплате за оставшийся срок лизинга.
ВС посчитал такое условие недопустимым и указал, что размер выкупного платежа должен соответствовать справедливой компенсации убытков лизинговой компании от досрочного прекращения действия договора. Кроме того, отмечают эксперты, есть в судах практика отмены в судебном порядке применения в договорах ключевой ставки 20% по причине ее "экстраординарного характера", который "не отражает реальных условий ведения финансово-хозяйственной деятельности и не может применяться в частных правоотношениях".

Распределение рисков

По словам экспертов, элемент несправедливости в возникшей ситуации действительно имеется, и, несмотря на неурегулированность вопроса в законодательстве о лизинге, в судебном порядке у сельхозпредприятия есть шансы добиться пересчёта договоров по справедливой ставке.
"У лизингодателя всегда в переговорах стандартные аргументы: свобода договора, сторона знала, на что шла; коммерческие отношения, то есть, лизингополучатель должен сам нести свои риски, и то, что ставку ЦБ нельзя называть кабальной, — говорит Ахмед Кулаев, управляющий партнер юридической компании ATRA. — Лизингополучатель же вполне справедливо может указать, что в текущих условиях ставка является нерыночной и должна быть изменена в соответствии с актуальной ставкой ЦБ".
Также, отмечает Роман Шабанов, юрист АБ "S&K Вертикаль", в июле этого года вступил в силу Федеральный закон №347-ФЗ, который внес в пункт 3 статьи 453 ГК изменения, позволяющие суду ретроспективно ("задним числом") менять условия договора.
"Возможно, теперь суды будут более смело относиться к изменению условий договора, в том числе в части цены", — предположил эксперт.
По мнению юристов, в случае успеха "Остроговиц" в суде подобные иски могут подать многие аграрии, взявшие технику в лизинг. Особенно это касается фермеров-единоличников, которые не имеют возможности платить юристам за успех в сложном споре, но будут рады пойти по "натоптанной юридической тропе" и тем улучшить свое непростое положение.