На мощных драйверах: российский рынок лизинга снова бьёт рекорды

Автор фото: Reuters

Объём нового бизнеса вырос вдвое, достигнув почти 1,5 трлн рублей.

По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", по итогам первого полугодия текущего года объём нового бизнеса в лизинге в целом по РФ составил 1,49 трлн рублей против 770 млрд рублей за аналогичный период прошлого года.
Как двукратный прирост, так и абсолютный показатель — исторический рекорд. Предыдущий был достигнут по итогам января–июня 2021-го, когда лизинговые компании заключили договоров на 945 млрд рублей.
Как отмечает "Эксперт РА", достичь таких показателей удалось благодаря стабилизации экономической ситуации, экспансии китайских поставщиков и выстраиванию новых логистических цепочек. Однако подобный рост во многом обусловлен подорожанием техники на фоне роста инфляции и дефицита предметов лизинга вследствие ухода ряда крупных иностранных производителей машин и оборудования из России. Так, средняя стоимость нового договора лизинга в текущем периоде составила 11,3 млн рублей против 9,5 млн годом ранее (+19%).
"В целом рост лизингового бизнеса превысил динамику российской экономики, вследствие чего доля рынка лизинга в ВВП достигла рекордного значения 2,6% против 1,4% годом ранее, — говорится в обзоре “Эксперт РА“. — Объём лизингового портфеля за первое полугодие вырос на 6,7% и составил 7,2 трлн рублей".
Новый бизнес в корпоративном сегменте вырос на 81%, в розничном — на 97%. В первом прирост идёт за счёт увеличения лизинга железнодорожной техники. Эксперты отмечают, что стимулом для роста стали процессы по переориентации грузовых потоков на большие расстояния восточного направления, что повысило потребность перевозчиков в вагонах. Урожай злаковых и поддержка инфраструктурных проектов способствовали росту погрузки зерна и строительных грузов на железнодорожных путях. Грузовики и строительно-дорожная техника отразили рекордные показатели по приросту. Дальнейшему росту будет способствовать множество факторов: стратегия правительства по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе масштабное строительство дорог, а также адресная государственная поддержка. Спрос поддержит и серьёзный износ техники, так как парки требуют обновлений в связи с устареванием. Кроме того, по мнению участников рынка, лизинг поддержит и развитие ретейла за счёт экспансии торговых сетей.
В розничном сегменте увеличение идёт за счёт лизинга автотранспорта и строительной техники. Основными драйверами выступили грузовые автомобили и строительная техника. Крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывают дефицит парка китайской техникой. Развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на строительную технику.
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"
На фоне роста экономической активности лизинг был востребованным инструментом по обновлению и увеличению корпоративных автопарков. Как следствие, по расчётам "Эксперт РА", отмечается рост проникновения лизинга в автопродажи: в сделках с новыми грузовыми автомобилями доля лизинга за год увеличилась с 60 до 85%, а в сегменте новых легковых и коммерческих автомобилей — с 16 до 20%.
Например, в сегменте легкового автотранспорта продажи в январе–июне (607 тыс. автомобилей) не достигли показателей аналогичного периода 2021 года (793 тыс.). Тенденция связана как с недостаточным насыщением рынка бюджетными автомобилями, так и с невосполнением ниши автомобилей премиального класса.
В сегменте лёгкого коммерческого транспорта рынок также отстаёт от спроса: это позволяет говорить о потенциале роста. В первую очередь из-за того, что замещение ушедших европейских брендов происходит медленно.
В Петербурге совокупный объём нового бизнеса лизинговых компаний вырос год к году на 17%, до 89,1 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2022–го по сравнению с 2021–м рост составлял всего 4%, показав 76 млрд рублей.
Как полагают опрошенные "ДП" участники рынка, клиентский спрос на сегодня пока удовлетворён не до конца. Это позволяет смотреть на итоги 2023 года позитивно, несмотря на то что в августе–сентябре трижды была повышена ключевая ставка (у лизинговых компаний финансирование привлекается в том числе за счёт банковских кредитов на условиях "плавающей ставки").
"Малый бизнес старается наращивать мощности в тех нишах, в которых имеет опыт выпуска и реализации продукции. Это хлебопёки, пластиковое производство, металлообработка, — рассказывает Александра Христофорова, совладелец лизинговой компании “ Петербургснаб ”. — Все привыкли к волатильности ставок, стараются найти среди предложений на рынке ниже, но заявки на лизинг идут, то есть инвестиции и закупки оборудования не прекращаются".
"Поднятие ключевой ставки является серьёзным вызовом для рынка лизинга и фактором, который, безусловно, затормозит наметившуюся положительную динамику роста, — отмечает Евгений Марков, руководитель отдела развития компании “Роделен”. — Однако те, кто сможет адаптироваться к новым условиям, смогут сохранить позиции и даже увеличить свою долю на рынке".
Объёмы нового бизнеса для российского рынка лизинга стали рекордными. Несмотря на повышение ключевой ставки и замедление темпов роста рынка, мы предполагаем, что годовые показатели могут превысить 3 трлн рублей. Розничный бизнес продолжит наращивать объёмы, так как спрос на автотранспорт и специальную технику полностью не удовлетворён. Темпы его роста по итогам 2023 года будут доминировать над корпоративным бизнесом. У последнего сейчас меньше предпосылок для роста, но по итогам 2023 года динамика покажет +40% к 2022 году.
Максим Калинкин
исполнительный вице–президент "Газпромбанка", генеральный директор группы "Газпромбанк Лизинг"
Рост лизинга связан с эффектом низкой базы. В некоторых сегментах грузовой и спецтехники сформировался дефицит, но китайские марки сбалансировали спрос и предложение. Во втором полугодии рост продолжится, но в более умеренном темпе. После повышения ключевой ставки ожидаем волну подорожания импортной техники и оборудования, а также увеличения стоимости лизинга. Размер удорожания напрямую связан с продолжительностью периода дешёвого рубля и высокой ключевой. Стабилизация рубля повысит доверие инвесторов к экономике и обеспечит приток новых инвестиций и расширение лизингового рынка в долгосрочной перспективе.
Александр Валенцев
руководитель отдела организации продаж "Интерлизинга"