Обещанного 32 года ждём: власти реанимируют проект ВСМ Москва — Петербург

Автор фото: Ермохин Сергей
В Петербурге 24 августа открылся Международный железнодорожный салон техники и технологий "PRO//Движение.Экспо". Журналистов, конечно, интересовали перспективы строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт–Петербург, и в кулуарах они задавали участникам вопросы в основном о ней.
Заместитель министра транспорта Валентин Иванов сообщил, что завершить строительство ВСМ и запустить движение планируется в 2028 году. По его словам, в течение недели будет сформирована рабочая группа, которая всесторонне оценит проект, "учитывая все вопросы финансирования, разработки подвижного состава и реализации концессии", включая привлечение средств Фонда национального благосостояния.
Разрабатывать подвижной состав поручено, как известно, холдингу "Синара — Транспортные машины". Заместитель генерального директора по продажам холдинга Антон Зубихин признал, что завод по выпуску электропоездов ещё не спроектирован. "На данный момент нам было предложено со стороны правительства Москвы несколько вариантов размещения, сейчас комиссионно анализируется решение, где правильно его разместить. И мы планируем приступить к проектированию завода в этом году. В 2024 году начнётся строительство", — рассказал Антон Зубихин.
По его словам, в 2027 году будет выпущен прототип электропоезда и направлен на испытания. "В соответствии с параметрами проекта с целью запуска с 2028 по 2032 год должны быть поставлены 50 восьмивагонных электропоездов", — отметил Антон Зубихин и признал, что "потребность в электропоездах — больше".
Итак, если "Синара" готова выпускать лишь 10 составов в год, то запуск движения в 2028–м может оказаться в лучшем случае тестовым. Достаточно сказать, что "Российские железные дороги" эксплуатируют 16 "Сапсанов". Но, во–первых, они десяти–, а не восьмивагонные. Во–вторых, их всё равно не хватает.
Аббревиатура ВСМ давно напоминает химеру. Указ о создании ВСМ был подписан президентом РСФСР Борисом Ельциным ещё 13 сентября 1991 года, то есть почти 32 года назад. С тех пор — одни попытки вновь переформатировать проект. Сейчас наступила новая активная фаза его реанимации. Но противоречивые заявления причастных лиц оптимизма не добавляют.