Патриотизм на колёсах: чиновников пересадят на российские авто

Массовый переход чиновников на отечественные машины принесёт денег российскому автопрому, но вряд ли улучшит его качество, заявили опрошенные "ДП" эксперты.

Председатель петербургского Заксобрания Александр Бельский на неделе анонсировал переход депутатов на российские авто. По его словам, уже со следующего года парламентарии начнут использовать для служебных поездок седаны "Лада", производство которых АвтоВАЗ планирует запустить в Северной столице.
Спикер ЗакСа сделал это заявление, комментируя слова президента РФ Владимира Путина. Последний подчёркивал, что на отечественных машинах должны ездить все чиновники, а закупки иномарок необходимо исключить.

Геополитика и продажи

Как известно, пересадить госслужащих на российские автомобили пытались ещё в конце 1990-х годов по предложению тогдашнего вице-премьера РФ Бориса Немцова, но в итоге эта идея не прижилась.
В нынешних условиях инициатива видится логичной на фоне геополитического противостояния с Западом. Регулярно ругающие зарубежных оппонентов депутаты и чиновники выглядят совсем не последовательно, когда садятся в дорогие иномарки, часто недоступные рядовому гражданину.
С другой же стороны, заявление Путина имеет вполне объективные причины и цели, а именно направлено на поддержку российского автопрома. Автомобильная отрасль стала одной из наиболее пострадавших от антироссийских санкций. Последовавший за ними разрыв логистических цепочек негативно сказался на производстве.
Хотя тот же АвтоВАЗ в разы нарастил продажи своей продукции после ухода зарубежных конкурентов, компания до сих пор испытывает проблемы с поставкой комплектующих. Только за недавнее время из-за нехватки компонентов производитель объявлял корпоративный отпуск в июне и июле.

Медвежья услуга

Опрошенные "ДП" эксперты в целом поддерживают переориентацию госзакупок на российские авто, но добавляют, что этого недостаточно для развития автопрома.
Как считает вице-президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Вячеслав Жигалов, инициатива не исправит текущие проблемы, но создаст "ощущение, что всё хорошо", оказав медвежью услугу.
"Наш автопром очень серьёзно проигрывает конкуренцию китайским производителям, в основном из-за этого и повышался недавно утильсбор. Поскольку отечественное производство получает компенсацию утильсбора из бюджета — это такая заградительная, защитная мера. Одно дело, когда действительно нужно защищать, другое дело — когда таким способом пытаются решить другую проблему. В итоге вместо улучшения собственной эффективности просто поднимаем повыше забор и продолжаем повышать цены на собственную продукцию", — говорит участник рынка.
Ещё в июле глава АвтоВАЗа Максим Соколов допускал повышение цен на продукцию компании. Причина возможного подорожания та же — поставки комплектующих. Впрочем, накануне выхода этого материала производитель заверил, что не планирует поднимать цены на базовые и бюджетные модели, а "некоторая корректировка цен" возможна лишь для более продвинутых комплектаций.
По данным Росстата, которые приводит Жигалов, за I полугодие российские автомобили подорожали на 4,5%, в то время как иномарки — лишь на 1%. Госзакупки же позволят поддерживать продажи отечественных машин даже в условиях подорожания.
"Видим, что там (у зарубежных компаний. — Прим. Ред.) есть запас прочности, эластичности, и здоровая конкуренция не позволяет им поднимать цены, поскольку все заботятся о доле рынка, объёмах продаж. Наши производители, к сожалению, об этом заботятся слабо, понимая, что стоит только попросить, и им предоставят меры поддержки, одной из которых и является увеличение госзакупок", — отмечает Жигалов.

Модели без аналогов

Автоэксперт Денис Гаврилов обращает внимание на другую проблему — отсутствие нужных моделей в линейке российских автомобилестроителей. Если руководители высшего уровня могут пересесть на Aurus, то для чиновников рангом пониже пока нет замены популярных в этой среде Toyota Camry и Audi.
"Те "Лады", которые презентовали на ПМЭФ, на мой взгляд, не подходят для подобных целей. Например, у них не такой просторный салон, как у Camry. Не уверен, что депутаты и председатели комитетов пересядут на нынешние "Ладу" или "Москвич", — полагает эксперт.
Подходящие модели можно было бы разработать и запустить их производство, однако это требует времени, тем самым пересадка на отечественные авто затянется. В переходный же период политическая и экономическая конъюнктура может вновь измениться, что сделает инициативу неактуальной, допускает Гаврилов.
"Понятно, почему чиновники говорят об этом (переходе на отечественные машины. – Прим. Ред.), но пока их слова не соответствуют той действительности, которая есть на карте российского автопрома", — резюмирует эксперт.

Предположения, а не планы

Как сообщили "ДП" в пресс-службе Заксобрания, пока на данный момент нет каких-либо планов по закупке отечественных моделей, но заверили, что замена служебного гаража обязательно произойдёт.
"Ничего конкретного, это чисто предположения Александра Николаевича <Бельского>, но рано или поздно это случится", — прокомментировали там слова спикера ЗакСа.