Не сторговались: легализацию онлайн-продаж алкоголя в России отложили

Автор фото: Vostock-Photo

Принятие закона, разрешающего продажу алкоголя через интернет, в очередной раз откладывается. Ретейл готов к изменениям, но у властей такая инициатива вызывает опасения.

В середине июня законопроект о легализации онлайн–продаж алкоголя был направлен в правительство для получения заключения. Однако на днях автор документа глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас отозвал его для доработки.

Предъявите паспорт

Законопроект предполагал создание реестра сайтов компаний, которые смогут продавать алкоголь дистанционно. От покупателя требовалось заключить договор, подтвердив перед этим свой возраст при помощи учётной записи в государственной Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Ещё одна проверка возраста должна была осуществляться непосредственно во время передачи алкоголя покупателю. Если клиент не может подтвердить возраст, продукцию ему не продадут, а деньги вернут.
Также в законопроекте были прописаны условия доставки. В нежилые помещения её разрешалось осуществлять только при условии, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или документах технического учёта сказано, что там может располагаться офис. Региональным властям при этом давалось право устанавливать ограничения по времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции через интернет.
На сегодняшний день онлайн–продажи алкоголя в России запрещены полностью. Эксперты уверены, что, перед тем как принимать закон, необходимо запустить "тестовый проект", который поможет выявить слабые места.

Критерии безопасности

Всплеск дискуссий вокруг онлайн–продаж алкоголя произошёл во время пандемии, когда власти разрешили реализовывать через интернет лекарства. По мнению исполнительного директора виноторговой компании Fort Александра Липилина, сторонники сохранения запрета полагают, что разрешение повысит доступность спиртного и ухудшит ситуацию с бытовым пьянством.
"На самом деле такой формат никак не ускорит покупку, потому что практически в любом городе человек может найти алкоголь в соседнем магазине в 100–200 метрах. Другой вопрос — какой там будет ассортимент", — говорит он.
Опасения также связаны и с продажей алкоголя несовершеннолетним. Несмотря на предлагаемые меры контроля, МВД настаивает на том, что приобретение продукции через интернет носит непубличный характер и ставит безопасность детей под угрозу. Кроме того, в ведомстве указывали, что разрешение онлайн–продаж может привести к доставке спиртных напитков туда, где их продажа неприемлема, например в школы. Негативно к инициативе отнеслись и в Минздраве.
"Безусловно, свою роль играет тот факт, что процесс продажи алкоголя онлайн достаточно сложно поддаётся контролю и регулированию. Законодатель опасается массовых нарушений правил, от которых напрямую зависит здоровье и благополучие потребителей", — обращает внимание управляющий партнёр бюро Legal to business Светлана Гузь. По её наблюдениям, громких дел, связанных с продажей алкоголя в интернете, в Петербурге в последнее время не было. При этом в информационном поле периодически появляются сообщения о блокировках сайтов, на которых такая торговля велась. Кстати, всё большую популярность в этой сфере приобретают telegram–каналы.
Актуальна проблема, связанная с контролем регистрации специализированного интернет–магазина, подчёркивает Артём Яблоков, партнёр юридической компании "Братья Яблоковы". На проведение контроля нужны расходы, которые государство, вероятно, переложит на продавцов, а это повлечёт рост цен.
"Частично решить такую проблему может единая площадка по онлайн–продаже алкоголя. Но как гарантировать то, что гражданин посетит конкретный интернет–магазин, — вопрос риторический. Конечно, можно будет постоянно выявлять и блокировать негосударственные онлайн–агрегаторы алкомагазинов. Но тогда и рассказывать о законном порядке придётся в том числе в телепередачах, создавая тем самым новую модель поведения", — считает Яблоков. Эксперт также полагает, что, когда разрешающий закон всё же примут, воспользоваться им захочет не только честный бизнес.

Отлаженные схемы

Запрет на розничную продажу алкоголя дистанционным способом, введённый в 2007 году, был оправдан, считают эксперты, поскольку на тот момент фактически отсутствовали механизмы контроля. Однако с развитием цифровых и информационных технологий необходимый набор инструментов появился и у государства, и у бизнеса.
Как отмечает президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артём Соколов, современные технологические алгоритмы онлайн–ретейла позволяют "отфильтровать" продажи по времени и месту доставки в соответствии с законодательными требованиями каждого отдельного региона. По данным АКИТ, по итогам 2022 года объём российского рынка интернет–торговли составил 5 трлн рублей, из которых 680 млрд рублей пришлось на доставку продуктов питания и готовой еды.
"Продуктовая розница в интернете с 2018 года показала увеличение объёмов в 5 раз. Однако рынок нелегальных продаж алкоголя опережает эти темпы существенно. В итоге недополученные доходы легальных продавцов увеличились почти в 10 раз. При введении контролируемой онлайн–торговли алкоголем за счёт замещения фальсификата и развития производства дополнительные возможности для развития получил бы не только сектор торговли и логистики, но и производители", — считает Соколов.
Игроки рынка интернет–торговли заявляют, что готовы реализовывать алкоголь. По их словам, маркетплейсы обладают всей необходимой инфраструктурой для хранения и перемещения продукции, а IT–решения позволяют обеспечить прослеживаемость на каждом этапе. Интеграция маркетплейсов с государственными электронными сервисами может дать гарантию соблюдения всех ограничений, в том числе возрастных.
"Продажа алкоголя положительно скажется на экономике всех участников рынка электронной торговли и доставки, а также станет важной мерой поддержки отечественных производителей, которым это поможет получить доступ к широкому рынку сбыта с уже выстроенной логистикой. В то же время потребителям станет доступен максимально широкий ассортимент, что стимулирует более конкурентное ценообразование на рынке", — указывает Владимир Гончаревич, заместитель управляющего директора Ozon.
Руководитель отдела региональных продаж Boxberry в Петербурге Ян Яскевич добавляет, что продажа через интернет легче контролируется. "И речь не только о b2c–сегменте, но и о b2b. Это отправка корпоративных подарков партнёрам, в составе которых бывает алкоголь. Мы нередко получаем такие вопросы от своих клиентов. Так что готовы не только логисты, но и клиенты", — поделился он с "ДП".