Локация на третьем месте

Если раньше для продажи коттеджного посёлка достаточно было найти для него хорошее место, то теперь покупателям нужны продуманная инфраструктура, магазины, общественные пространства

Больше не меньше

Как говорят участники рынка, оптимальное количество домовладений в посёлке зависит от его класса и сезонности проживания. "В сегменте комфорт+ и выше оптимально для проживания наличие в коттеджном посёлке 70–130 земельных участков. В сегменте комфорт это число больше. Вне зависимости от сегмента важно, чтобы в посёлках были дороги и определённое благоустройство", — считает Игорь Карцев, генеральный директор "Максимум лайф девелопмент".
С ним согласен Сергей Балуев, директор по продажам компании "ФАКТ". "Если речь об идеальном посёлке комфорт–класса, то площадь — порядка 8–9 соток. 2–3 года назад самый высокий спрос был на 10–12 соток. Для клиента чаще интересны проекты более приватные, а вот чтобы это было интересно и застройщику, и в дальнейшем компании, которая будет осуществлять эксплуатацию, проект должен быть на 200+ домовладений. Здесь важно подключить к работе профессиональных архитекторов и правильно сделать зонирование территории, чтобы жизнь в пространстве коттеджного посёлка была комфортной, и постараться максимально использовать для этого естественные особенности ландшафта", — говорит эксперт.

Детская площадка, магазины, спортивный клуб

На этапе входа в проект необходимо разработать его правильную концепцию. Некоторые застройщики перед реализацией проекта изучают соседей на предмет наличия различных объектов инфраструктуры и добавляют в своём посёлке недостающие для этой локации элементы. С одной стороны, это маркетинговый ход, с другой — рост стоимости домовладений, что выгодно девелоперу.
Вариативность инфраструктуры зависит от класса посёлка и общего количества домовладений на его территории. "Например, в комфорт+ обязательно наличие охраны, ограждения по периметру, как правило, детской площадки на территории. В бизнес–классе добавляются ландшафтные экспозиции, водоёмы, сады, а в элит — спортивные комплексы с бассейном, дошкольные или школьные учреждения, рестораны", — говорит Марина Шкурко, управляющий партнёр ГК Puzzle.
"Объекты коммерческой инфраструктуры необходимы, но, к сожалению, за городом не так много проектов, которые могут ими похвастаться. Мы стараемся сами создавать условия для развития как коммерческих объектов, так и досуговых по типу соседских центров. Чтобы каждый житель мог и купить товары первой необходимости, и оставить ребёнка на развивашки, и встретиться с соседями на празднике, и сходить на мастер–класс. Обычные же детские и спортивные площадки, если мы говорим о формате постоянного проживания, — это уже базовая опция, мастхэв", — согласен Сергей Балуев.
С коллегами согласен Игорь Карцев. "За исключением сегмента эконом в коттеджных посёлках обязательно наличие детских площадок, тротуаров, видеонаблюдения, уличного освещения, охраны, ограждения по периметру, небольших коммерческих помещений с товарами первой необходимости. Также мы рекомендуем внутрипоселковое ограждение", — говорит он.
Понятно, что в коттеджном посёлке на маленькое количество домовладений не следует возводить большие объекты, например спортивно–оздоровительные комплексы. Эксплуатационные платежи в этом случае будут исчисляться десятками тысяч рублей для каждого собственника, а самим комплексом почти никто не будет пользоваться.

Природа на пороге

Лес, озеро, река — это, вне всякого сомнения, "повышающие коэффициенты", но они и так закладываются в цену. Престижность места и природные характеристики, затем назначение участка лежат в основе ценообразования.
"Однако идеальный посёлок — это инфраструктура и проект. Даже транспортная доступность отойдёт на второй план, если заниматься подготовкой участков целенаправленно. Дороги возникают там, где их строят. Мы говорим о комплексном развитии территорий ИЖС, в том числе индустриальным способом, — о строительстве малоэтажных жилых комплексов", — говорит Константин Пороцкий, управляющий партнёр ГК "Омакульма", председатель комитета РСС по малоэтажному строительству.
"Локация, расстояние от города и богатое природное окружение — основные параметры оценки привлекательности загородного объекта. Люди стремятся за город для того, чтобы жить на природе, в наиболее естественной для себя среде. Не каменные джунгли, а лес, свежий воздух, естественные водоёмы: река, озеро, залив… Наличие водоёма рядом с загородным домом повышает его потребительскую и инвестиционную ценность, поскольку гарантирует разнообразие отдыха, позитивное эмоциональное и физическое состояние", — уверен Александр Царев, генеральный директор "РОССА РАКЕННЕ СПб".

Добавим пространств

Малоэтажный, или горизонтальный, жилой комплекс имеет все признаки нового городского квартала — точно так же, как квартальные застройщики организовывают общественные пространства в зависимости от класса своего проекта.
"У нас заложены общественные пространства, учитывающие потребности и семей с детьми, и собаководов, и тех и других одновременно. Запроектированы и школа, и детский сад, и коворкинг. Но это пилотный проект, который был предложен в качестве проекта повторного применения для адресной программы МЖК в России. МЖК должны формировать “среду обитания”, а не просто фиксировать квадратные метры улучшений. Сегодня подобных проектов менее десятка на всю страну", — рассказывает управляющий партнёр ГК "Омакульма".
Сейчас покупатели загородной недвижимости очень тщательно анализируют достоинства и недостатки имеющихся на рынке проектов.
"Важное влияние имеет наличие социальной инфраструктуры как в районе, так и в загородном комплексе. Покупатели хотят кроме дома получить ещё и привычный образ жизни. Для них важны досуг, возможность заниматься спортом, обучать детей, совершать покупки и так далее. И это уже объективная реальность как для городских, так и для загородных объектов. Это востребовано, поскольку сегодня организация комфортной и интересной жизни — основной тренд развития общества", — говорит Александр Царев.

Пора меняться

Как говорят участники рынка, для действительно широкого развития требуется целый комплекс решений, охватывающих и финансирование самого строительства, и ипотеку, и подготовку территорий, и формирование проектов.
"После этого все дискуссии об идеальных посёлках сойдут на нет. Требуется механизм комплексного развития подготовленных территорий, в том числе оснащённых социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой. Жизнь за городом в условиях, полностью соответствующих городским, только на своей земле. Вот создание этих условий — и есть признаки идеального посёлка", — уверен Константин Пороцкий.