Правительство собирается изменить работу "Пушкинской карты", чтобы защититься от мошенников и улучшить обратную связь с пользователями.
Сразу три министерства (Минкульт, Минцифры и Минфин) подготовили совместный проект изменений в правила программы "Пушкинская карта". Как уточняется на сайте министерства культуры, новая редакция усовершенствует механизмы получения карты, посещения учреждений культуры и повысит информационную безопасность всей системы.
Планируется, что Минкульт расширит требования к заявкам организаций и критериям отбора мероприятий. Например, они должны будут соответствовать "основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно–нравственных ценностей". Также пользователям будут приходить уведомления об изменении времени, даты и места проведения мероприятия либо о его отмене. Если событие отменят, то держателям карты вернут средства без дополнительных заявок.
Для личного пользования
В некоторых регионах собираются запустить динамические QR–коды при входе на мероприятие, чтобы подтверждать личность владельца карты. Этой зимой Росфинмониторинг сообщал, что с помощью "Пушкинских карт" мошенники присваивают себе средства. В отношении трёх граждан по этому поводу были возбуждены уголовные дела по статье "Мошенничество в особо крупном размере".
Пользователи программы не могут приобретать билеты на культурные мероприятия другим людям. Кроме того, "Пушкинскую карту" нельзя перепродать или обналичить. Поскольку она входит в число социальных, вывод денег с неё считается нарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 159.2 УК ("Мошенничество при получении выплат"). Как рассказала "ДП" арбитражный управляющий Валерия Плеханова, мошенников могут наказать штрафами — до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до года. Кроме того, им могут грозить обязательные или исправительные работы, а также ограничение свободы на срок до 2 лет, арест до 4 месяцев или лишение свободы на срок до 2 лет.
Петербургские учреждения культуры подтверждают, что иногда сталкиваются с мошенничеством при использовании "Пушкинских карт". Впрочем, таких случаев немного, а музеи и театры оперативно принимают собственные меры.
"Случаи мошенничества начали происходить у нас с ноября 2022 года. Но наша билетная система позволяет отследить недобросовестных покупателей, и сотрудники билетного хозяйства, администраторы пресекают конфликтные ситуации до похода мошенника в театр. К концу театрального сезона, в мае–июне 2023 года, таких случаев практически не было", — рассказали корреспонденту "ДП" в пресс–службе Молодёжного театра на Фонтанке.
В Музее Фаберже были ситуации, когда гости хотели пройти в музей по "Пушкинской карте", оформленной на другого человека.
"Во избежание таких ситуаций администратор всегда при проверке билета в музей сверяет ФИО в заказе с ФИО и фотографией в паспорте, студенческом билете или другом документе, удостоверяющем личность, а также просит гостя открыть свой профиль в личном кабинете “Госуслуги. Культура”", — говорят в пресс–службе музея.
У нас отмена
Если с необходимостью повышения безопасности использования "Пушкинской карты" согласны практически во всех организациях, то уведомление пользователей об изменениях в расписании не кажется им существенным нововведением. В большинстве театров и музеев это уже налажено и так.
"Все зрители получают с помощью рассылки уведомления о заменах, отменах спектаклей и т. п. Если отмена произошла по вине театра, то все зрители автоматически получают возврат денежных средств на свои карты", — говорят в Молодёжном театре на Фонтанке.
В Этнографическом музее пока не понимают, как будет работать система возврата денег без дополнительных заявок. Сейчас посетителям нужно обязательно оформлять заявление на возврат. С его помощью администрация проверяет, кто именно просит вернуть средства.
Со случаями, когда пользователи "Пушкинской карты" не знали об изменениях в расписании мероприятий, в Этнографическом музее не сталкивались. Хотя, когда летом 2022 года во время жары резко повысилась температура во внутренних помещениях музея, были временно отменены сеансы экскурсии "С другой стороны".
"Как раз эта экскурсия активно предлагалась по “Пушкинской карте”, и несколько билетов уже были выкуплены по ней. При оформлении билетов покупатель оставляет свои данные — электронный адрес, номер телефона. В нашем случае мы просто позвонили этим двум посетителям, предупредили об отмене и направили им на электронный адрес бланк заявления для оформления возврата денежных средств", — вспоминает Наталья Немчанинова, администратор автоматизированной билетной системы музея.
Как отметили в учреждении, технически механизм работы проекта уже отработан, стал привычен и понятен как организациям, так и пользователям.
Без пластика в кармане
В Русском музее тоже не случалось проблем с оповещением посетителей. "О любых изменениях или переносе события посетителей заблаговременно уведомляют на официальных интернет–ресурсах музея, а также при помощи информационной рассылки на электронную почту с инструкцией по возврату денежных средств", — отметили там.
В Музее Фаберже считают, что работа "Пушкинских карт" — достаточно удобный и прозрачный механизм. "Возможно, требуются дополнительные разъяснения для держателей карт, что они не могут передавать её третьим лицам. В последнее время в алгоритмы обмена информацией с ресурсом прокультура.рф внесены небольшие дополнения. Например, при покупке билета по “Пушкинской карте” на кассе кассир должен внести в систему полностью ФИО гостя", — добавили в пресс–службе.
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина обращают внимание на то, что далеко не у всех пользователей есть пластиковые карты. У большинства они находятся в приложении, поэтому ими нельзя расплатиться в кассе, а только онлайн, на сайте.