Чудеса на виражах: экономические показатели теряют смысл в эпоху турбулентности

Автор фото: Сергей Коньков
Многие преподаватели статистики в вузах начинают свой курс с известной фразы про три вида лжи — ложь, наглую ложь и статистику. В последние годы поводов вспомнить это высказывание предостаточно. Экономические показатели скачут то вверх, то вниз, предоставляя широкий манёвр толкователям: когда–то можно приукрасить действительность, а когда–то и очернить.
Один из свежих примеров: вчера АвтоВАЗ заявил, что в июне увеличил продажи в 3,7 раза, выпустив за месяц 27,8 тыс. автомобилей. А за первое полугодие концерн продал вдвое больше машин, чем за аналогичный период прошлого года. Цифры роста внушительные, но говорят ли они о том, что в компании произошёл прорыв, появился суперпродукт, который разбирают как горячие пирожки. Пожалуй, нет. Речь о том, что идёт восстановление после резкого спада прошлого года. В 2020 году АвтоВАЗ реализовал 343 512 автомобилей Lada, то есть в среднем по 28,6 тыс. машин в месяц. А это даже чуть больше, чем в июне 2023–го.
На прошлой неделе звучали и более яркие данные. Например, Минтранс сообщил, что авиакомпании России за первые 5 месяцев 2023 года нарастили перевозки пассажиров в Китай в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 78,8 тыс. человек. Тоже похоже на прорыв, если не вспомнить, что весь 2022 год в Поднебесной действовали антиковидные ограничения и, соответственно, полёты в эту страну практически не совершались.
Мощные данные предоставило Минэкономразвития: рост ВВП РФ в мае 2023 года составил 5,4% в годовом сравнении. Что экономика восстанавливается — спору нет, но мощный скачок — явление явно временное и объясняется, в том числе самим министерством, эффектом низкой базы сложного мая 2022 года.
В эпоху турбулентности цифры сами по себе неинформативны. Их постоянно приходится объяснять, трактовать, менять базу для сравнения. В 2021 году было принято брать за основу показатели не предыдущего 2020–го, а допандемийного 2019–го. А во время экономических бурь 1980–1990–х годов ситуацию в российской экономике любили сопоставлять с 1913 годом, последним предвоенным и предреволюционным.
Впрочем, если не произойдёт чего–то крайне необычного, то в оставшиеся месяцы 2023 года показатели начнут приходить в норму, основной пик турбулентности в прошлом году пришёлся на второй квартал, в третьем экономика начала адаптироваться к внешним шокам. Значит, эффект низкой базы уже не будет актуален. Если же экономика и в этом случае будет выдавать сильные результаты, тогда уже впору будет говорить не о лукавстве цифр, а о самом настоящем росте.