Игра с тенью: российский кинопрокат оживился и бросил вызов Голливуду

Автор фото: kinopoisk.ru

Российский прокат восстанавливается после прошлогоднего провала. Но зависимость кинотеатров от голливудской продукции всё ещё высока.

Всю весну и лето прошлого года российский кинопрокат провёл в глубоком пике: из России ушли студии–мейджоры, вследствие чего ощутимая часть киноконтента — голливудские блокбастеры — была убрана из афиш, зрительская активность снизилась, один кассовый антирекорд обновлялся за другим, закрывались кинотеатры и кинозалы: к июню 2022–го количество первых с 2161 уменьшилось до 2022, вторых — с 5704 до 4996. Выбраться из создавшегося положения надеялись при поддержке государства, которое то обещало помочь, то отнекивалось. Картина складывалась удручающая и безысходная.

"Я был когда–то странной, игрушкой безымянной…"

Оживить российский прокат смог исторический экшен "Сердце Пармы" — одноимённая экранизация романа Алексея Иванова. На старте картина собрала 136 млн рублей и стала на тот момент лучшей по сборам среди отечественных релизов. В лидерах "Сердце" продержалось несколько уик–эндов подряд, его итоговая касса составила 714 350 100 рублей, а кинотеатры начали наконец понемногу выдыхать. Дальше в ход пошли комедии: сиквел "Непослушника" (итоговая касса — 517 690 016 рублей) и девятая часть неугомонной "ёлочной" франшизы (584 974 973 рубля). Основная же кинобитва развернулась на новогодних каникулах, под которые традиционно выпускают фильмы, рассчитанные на семейную аудиторию: один за другим в прокат вышли "Мира" Дмитрия Киселёва, "Чук и Гек. Большое приключение" Александра Котта, "Чебурашка" Дмитрия Дьяченко и пятая часть анимационной франшизы "Иван Царевич и Серый волк".
А дальше началось удивительное — история, знакомая нескольким поколениям советских детей, которые уже успели обзавестись не только детьми, но и внуками, стартовала так резво, что превзошла даже самые смелые прогнозы. Бесхитростная эскапистская киносказка про обаятельного зверька неопределённой породы, преображающего мир и людей вокруг себя, конечно, имеет мало общего с первоисточником, но это не помешало к концу каникул собрать почти 3 млрд рублей, оставив позади и царевичевы перипетии, и научно–фантастические приключения искусственного интеллекта, и свежую экранизацию повести Аркадия Гайдара. А общий сбор дошёл до 7 043 410 210 рублей (всё — по данным "Бюллетеня кинопрокатчика"), выведя тем самым "Чебурашку" на первое место среди самых кассовых российских фильмов. Однако справедливости ради следует уточнить: сборы кинокартины Дмитрия Дьяченко идут в зачёт 2022–го, поскольку релиз состоялся в декабре.

Слагаемые кассового успеха

Новый киногод "распечатала" многострадальная "Операция “Фортуна”" Гая Ричи: сроки релиза несколько раз переносились, и наконец в январе фильм добрался до зрителей, собрав в первый же прокатный уик–энд 206 586 448 рублей. Зубодробительный энергичный экшен со звёздным составом, лаконичными диалогами и лихими шутками в итоге принёс прокатчикам 684 118 336 рублей. Новую высоту взял четвёртый "Джон Уик" — финальная (на самом деле нет) часть одиссеи лучшего киллера в мире, способного расправиться с врагами с помощью одной–единственной шариковой ручки. Неизменный Киану Ривз, в воде не тонущий и в огне не горящий, на старте принёс в кинотеатральные кассы 302 484 228 рублей, а всего за 13 недель проката и начав с 1855 кинотеатров смог собрать на территории России 873 982 805 рублей.
Конкуренцию зарубежным кинокартинам составили российский драматический экшен "На солнце, вдоль рядов кукурузы", сценарий которого основан на документальном сюжете о лётчиках, сумевших посадить самолёт с двумя отказавшими двигателями (сбор — 457 207 107 рублей), и военная драма "Праведник" — история белорусского партизанского командира Николая Киселёва, спасшего от верной гибели более 200 евреев (641 892 002 рубля). В мае честь отечественного кинематографа поддержал фильм Виктора Шамирова "Непосредственно Каха. Другой фильм" — сиквел незамысловатой, но обаятельной комедии, которая наделала шуму в осеннем пандемийном прокате, собрав тогда больше полумиллиарда. Успех трёхлетней давности повторить не удалось, но за месяц фильм смог принести своим прокатчикам 328 810 113 рублей. И даже невооружённым глазом видно: массовый зритель по–прежнему отдаёт предпочтение крепкому (хотя у кого как) жанровому кино.

Следите за руками

Прошлогодний уход мейджоров существенно откорректировал кинопрокатную карту России, причём самым болезненным образом. Однако не прошло и года, как в кинотеатрах снова стали появляться голливудские хиты. В июне–2022 в расписании сеансов можно было заметить "Бэтмена", осенью — "Чёрного Адама" и "Чёрную Пантеру: Ваканда навеки", в этом январе — "Аватар: Путь воды". И, например, в мае "Бюллетень кинопрокатчика" констатировал — почти 30% сборов одного из уик–эндов пришлись именно на пиратские показы. Несмотря на то что из 2 тыс. кинотеатров нелегальный контент решаются ставить в сетку меньше 10%.
Фильм Джеймса Кэмерона демонстрировали полторы сотни кинотеатров, где за 8 недель он смог собрать миллиард с небольшим. Выпущенный таким же образом "Форсаж–10" за 2 недели принёс в кассы почти 250 млн рублей, анимационный "Человек–паук: Паутина вселенных" за такой же срок — около 200 млн. В то же время бокс–офис легально вышедшего "Переводчика" (в прокате с 1 июня) в полутора тысячах кинотеатров за 3 недели составил 199 186 447 рублей. А впереди ещё очередная "Миссия невыполнима", "Барби", пятый "Индиана Джонс", "Крэйвен–охотник", "Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах" и так далее.
Очевидно, что юридически легальные показы голливудских фильмов в России будут доступны не так скоро, как хотелось бы многим, а значит, теневой кинопрокат продолжит развиваться, уничтожая тем самым те результаты, которых удалось добиться в последние несколько лет. Впрочем, у теневых поставщиков контента тоже не всё так гладко, как можно было бы представить. По информации издания "ПрофиСинема", один из главных поставщиков теневого киноконтента объявил о паузе в деятельности. Причина — возросшая конкуренция, или, проще говоря, рост кинопиратства уже внутри самой среды. Сюжет, безусловно, достоин того, чтобы когда–нибудь оказаться экранизированным.