Выручка крупнейших автосалонов Петербурга снизилась на 23% за год

Автор фото: Тихонов Михаил

Крупнейшие автосалоны Петербурга значительно ухудшили финансовые показатели в 2022 году. Главной причиной стало падение продаж.

Суммарная выручка 10 крупнейших автодилеров и автосалонов Санкт–Петербурга в 2022 году сократилась на 23%, до 110 млрд рублей, чистая прибыль — на 54%, до 2,4 млрд, следует из данных "Контур.Фокус", основанных на отчётности компаний за 2022 год.
По подсчётам "ДП", крупнейшим автодилером города по–прежнему остаётся дочерняя компания федерального игрока "Рольф". Она завершила прошлый год снижением выручки на 25%, до 57 млрд рублей, а чистая прибыль компании сократилась втрое, до 1 млрд.
На втором месте по выручке оказался холдинг "РРТ" Олега Барабанова: в минувшем году одноимённое ООО получило выручку в размере 11,2 млрд. При этом, судя по всему, компания уже длительное время аккумулирует все активы холдинга. Чистая прибыль ООО "РРТ" в прошлом году составила 214 млн рублей.
Замыкает топ–3 ООО "Автополе–Н", входящее в группу предпринимателя Сергея Моренкова. Эта компания в 2022 году смогла немного нарастить выручку (на 8%, до 5,9 млрд рублей), при этом её чистая прибыль снизилась на 71%, до 31 млн.
Отметим, что федеральные игроки (например, "Рольф") объединили в одну компанию управление всеми автоцентрами в городе. А вот местные игроки обычно заводят отдельное юридическое лицо на каждый свой автосалон. Поэтому подсчёты "ДП" хотя и не свидетельствуют о финансовом положении всего холдинга, но вместе с тем демонстрируют наглядные тенденции в этой отрасли. Все финансовые показатели 10 крупнейших автодилеров и автосалонов приведены в инфографике.
Напомним, в марте 2022 года значительное число иностранных автопроизводителей объявили, что ограничивают или полностью прекращают поставки в Россию как новых легковых автомобилей, так и запасных частей.

Запасы исчерпались через несколько месяцев

Сами автодилеры отказались комментировать финансовые итоги прошлого года. По оценке автоэксперта Дениса Гаврилова, основной причиной падения выручки определённо стал уход с российского рынка порядка 40 автомобильных брендов.
"У большинства дилеров запасов автомобилей этих марок хватило на 3–5 месяцев, после чего они были вынуждены получать дилерство новых китайских марок или развивать параллельный импорт машин тех брендов, которые представляли ранее. Но параллельный импорт не может восполнить потери от ухода европейских, азиатских и американских марок. А объёмы продаж китайских брендов ещё не вышли на уровни прежних лидеров рынка", — говорит собеседник "ДП".
Автодилеры массового сегмента пострадали, потеряв объёмы и будущих клиентов в сервисе, среднеценового и премиального — из–за изменения маржинальности, добавляет Денис Гаврилов.
Первую половину прошлого года автодилеры в спешном порядке избавлялись от внешних долгов в иностранной валюте или с плавающей ставкой (если таковые были), а также заключали контракты с автобрендами, которые продолжили поставки на территорию страны. Ещё одним направлением стало развитие продаж подержанных автомобилей. Таким образом, к концу года в Петербурге, пожалуй, не осталось автосалона, который не был бы мультибрендовым, не имел в портфеле "китайца" и не продавал бы машины с пробегом.
Как показало время, именно эти шаги и помогли автодилерам удержаться на плаву, пусть даже ценой ухудшения финансовых показателей. Напомним, что, по подсчётам аналитического агентства "Автостат", в 2022 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 20%, до 2,38 млн рублей. В 2021–м новая машина в среднем стоила около 2 млн, а, например, в 2014–м — 1 млн рублей.
Понятно, что рост цен и отсутствие предложения могли отразиться на продажах новых автомобилей только в отрицательную сторону. В денежном выражении объём российского рынка новых легковых автомобилей в нашей стране в 2022 году оценивается в 1,5 трлн рублей — вдвое ниже, чем год назад. Это вообще самый низкий показатель за последние 12 лет. Всего в прошлом году россияне купили 626,3 тыс. новых легковых автомобилей — в 2,5 раза меньше, чем в 2021–м.

Куплю с пробегом

Одновременно с этим рекорды ставит вторичный рынок: его объём в денежном выражении в прошлом году в России достиг 4,3 трлн рублей, что стало абсолютным историческим рекордом даже вопреки снижению продаж машин с пробегом в штуках (их, в свою очередь, купили около 4,9 млн штук — на 19% меньше, чем годом ранее). "Рост финансовой ёмкости вторичного рынка во многом объясняется увеличением цен на машины с пробегом. Так, по нашей оценке, они в прошлом году подорожали более чем на 30%", — поясняют в "Автостате". Долю Санкт–Петербурга в стране аналитики оценивают примерно в 4%.
Автомобили с пробегом составили до 50% продаж автодилеров в прошлом году, следует из бухгалтерских отчётов городских автодилеров. А отдельные компании, сконцентрировавшиеся в этом сегменте, и вовсе показали внушительный рост. Например, петербургское ООО "Кармарт", которое курирует проект холдинга "Максимум" по продаже машин с пробегом, в 2022 году нарастило выручку на 52%, до 7 млрд. Другой игрок — "Рольф" — сделал ставку и на продажи в офлайне, открыв на Пулковском шоссе огромный автоцентр подержанных автомобилей под названием "Аэропорт".

Куда же всё придёт

Будущее как петербургского, так и общероссийского авторетейла зависит от итогов трансформации, которую сейчас переживает рынок. Пока прогнозы экспертов умеренно оптимистичные — плюс 12% к 2022 году, говорил в январе председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Алексей Калицев.
Аналогичная трансформация затронула и петербургский автопром, который прошлой весной практически обнулился: заводы остановили конвейеры, сославшись на сложности с поставками комплектующих. К осени Toyota и Nissan закрылись, а затем перешли в собственность государства. К концу года заговорили о консервации Hyundai. По итогам 2022–го автопром Петербурга обвалился на 90,2%, подсчитали в Петростате.
По оценке Дениса Гаврилова, в 2023 году положительный финансовый результат вполне могут показать те автодилеры, которые пополнили портфель несколькими китайскими брендами и наладили поставки по параллельному импорту. "Тем более что будет сравнение с низкой базой 2022 года. И, конечно, в плюсе будут дилеры Lada", — полагает эксперт.
Добавим, что на бывшем петербургском предприятии Toyota концерн ВКО "Алмаз–Антей" планирует начать производство тягачей БАЗ и электрокара E–Neva. В свою очередь, АвтоВАЗ сообщил о планах запустить конвейер бывшего предприятия Nissan уже в ходе Петербургского международного экономического форума, который состоится в середине июня. Оценят ли автовладельцы новые петербургские машины и насколько массовыми станут их продажи, узнаем уже совсем скоро.