Непроходимые льды: СМП теряет шансы превратиться в новый Суэцкий канал

Автор фото: osatom.ru

По итогам 2022 года объём транзита иностранных грузов по Северному морскому пути составил 200 тыс. тонн, что в 10 раз ниже результата 2021 года.

Такие данные привёл замглавы дирекции Северного морского пути (СМП) ГК "Росатом" Максим Кулинко в ходе VI конгресса "Гидротехнические сооружения и дноуглубление", организованного медиагруппой "Портньюс".
При этом, отмечает Максим Кулинко, потерянный транзитный поток в 2 млн тонн грузов заместили отечественные товары. Общий объём перевозок по Севморпути в прошлом году составил 34 млн тонн, превысив плановое значение 32 млн.
Эксперты спорят о том, получится ли достигнуть целевого показателя грузопотока по СМП 80 млн тонн по итогам 2024 года. Однако почти точно можно сказать, что сделать из маршрута конкурента Суэцкому каналу в ближайшие годы не удастся.
Согласно данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2016–2017 годах транзит через СМП составлял около 200 тыс. тонн, а уже по итогам 2021 года превысил 2 млн. В ноябре прошлого года в "Росатоме" заявляли, что к 2035 году транзит должен достигнуть 30 млн тонн, а ядро грузовой базы, как предполагается, составят углеводороды.
Теперь "Росатому" как единому оператору маршрута придётся навёрстывать пятилетнее падение. И не очень понятно, кто ему в этом поможет. В 2017 году замминистра по развитию Дальнего Востока Павел Волков рассказывал, что пользоваться арктическим коридором планируют ведущие мировые морские перевозчики — Cosco и Maersk — с перспективой довести грузопоток до 12 млн тонн к 2028 году и нарастить его до 25 млн тонн в дальнейшем. В прошлом году обе линии остановили регулярные перевозки в направлении РФ.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов объясняет, что международная ситуация не главный фактор, влияющий на объём перевозок по СМП. Чтобы завоевать долю рынка в условиях конкуренции с традиционными мировыми коридорами, требуется продолжительное время.
"Вероятно, для развития данного маршрута потребуются значительные средства — как для развития инфраструктуры, так и для строительства различных судов, а также его активного продвижения среди отечественных и зарубежных грузоотправителей и перевозчиков", — отмечает Дмитрий Баранов.
Завкафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александр Дмитриев уверен, что после нормализации международной обстановки объём трансфера по СМП начнёт активно восстанавливаться.
"Всё равно грузы будут возиться через нас, так как у нас самое короткое плечо между Азией и Европой. Азия остаётся “мировой фабрикой”, а Европа — крупным потребителем", — добавляет специалист.