Ума палата: создание отделения РАН в Петербурге укрепит позиции местных учёных

Создание регионального отделения Академии наук в Петербурге может привести к закрытию исторического Санкт–Петербургского научного центра. Но укрепит позиции петербургских учёных, дав им возможность говорить с москвичами на равных.

На днях премьер–министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании ФГБУ "Санкт–Петербургское отделение Российской академии наук". Оно должно будет не только заниматься научными исследованиями, "способствующими технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию Российской Федерации, Санкт–Петербурга и Ленинградской области", но и предоставлять "экспертное научное обеспечение органов государственной власти и организаций".
В трёхмесячный срок должен быть определён состав имущества, закрепляемого за учреждением на правах оперативного управления. Сама академия проголосовала за создание нового отделения ещё в сентябре 2022 года на общем собрании.

Приближение к обслуживанию

Исторически, с XVIII века, штаб–квартира Академии наук находилась в Петербурге. После революции она задержалась в Ленинграде дольше, чем правительство (чему способствовало то обстоятельство, что здесь жило большинство учёных). Академия была переведена в Москву только в 1930–е годы для "дальнейшего приближения всей работы Академии наук к научному обслуживанию социалистического строительства". Ряд ленинградских академических институтов превратились в филиалы. А в бывшем главном здании академии на Университетской наб., 5 (1783–1789, архитектор Джакомо Кваренги), впоследствии открылся Ленинградский научный центр АН СССР. В его же ведении были ещё два корпуса рядом.
Его преемник, Санкт–Петербургский научный центр РАН, размещался здесь до последнего времени. В 2013 году в результате реформы РАН научный центр, как и академические институты, был передан в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО). В 2018 году, после упразднения этого агентства, центр вместе с институтами перешли в подчинение Минобрнауки (тогда как сама академия осталась в подчинении непосредственно правительства России). На сайте СПбНЦ сообщается, что по состоянию на 2022 год "завершается этап фактической трансформации из академического административно–хозяйственного управления в междисциплинарный научный центр и интеграции в новом качестве в научное сообщество региона". По словам источников, сегодня это научное учреждение сродни небольшому институту, в нём около 20 научных сотрудников.

Пора в отделение

В декабре 2022 года российское правительство выпустило распоряжение о передаче здания на Университетской наб., 5, в ведение РАН. Право пользования центра на него решено прекратить. Из этого можно было бы сделать вывод, что региональное отделение академии создаётся на базе Санкт–Петербургского научного центра, но источник в центре это отрицает — там ещё рассчитывают каким–то образом продолжить работу независимо, поскольку не относятся к структуре РАН. Источник "ДП" поясняет, что большинство сотрудников не смогут принять участие в деятельности отделения, так как не являются академиками.
"Мы приветствуем создание Санкт–Петербургского отделения Российской академии наук", — лаконично прокомментировал "ДП" замдиректора центра по научной работе Валерий Говорухин.
"Я узнал несколько дней тому назад, это неподтверждённая информация, я не видел официального документа, что Санкт–Петербургский научный центр РАН будет ликвидирован. В здании останется только руководство Санкт–Петербургского отделения РАН", — рассказал "ДП" председатель правления Санкт–Петербургского союза учёных Андрей Тимковский.
По его словам, в принципе создание отделения — это неплохо в том случае, если у него будут какие–то возможности координировать научную работу академических учреждений хотя бы в Петербурге. Но на этот счёт есть сомнения.
У Российской академии наук до недавнего времени было три отделения: Дальневосточное, Сибирское и Уральское. Петербургское станет четвёртым. За его создание долгое время ратовал известный петербургский физик Жорес Алфёров. Правда, по словам Тимковского, Алфёров хотел видеть Северо–Западное отделение, а не только петербургское. Ведь в лучшие времена Ленинградский научный центр координировал работу и карельских институтов, и мурманских, то есть всего Северо–Запада.
"Я не уверен, что у нового отделения будет возможность какой–то координации, потому что функция Академии наук сведена к роли какого–то клуба, который ничем не управляет и якобы только должен проводить экспертизу каких–то научных проектов. Так что тут творится что–то непонятное, что к науке имеет мало отношения, а идея была очень неплохая", — говорит Тимковский.
Между тем, судя по всему, у руководства РАН уже есть планы по использованию исторического здания на Университетской набережной. "У нас есть идея открыть современный музейный центр науки и техники, которую уже поддержала администрация города, а также Государственный Эрмитаж, Санкт–Петербургский государственный университет и ряд научных организаций. Сделан и первый шаг — было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве между РАН и администрацией города", — говорил год назад заместитель президента академии Сергей Люлин.

Нечем управлять

Сотрудник института археологии РАН Алексей Ковалёв в комментарии "ДП" отметил, что отделения создавались там, где сконцентрированы научные институты. Кроме того, статус отделения выше, чем научного центра, это вопрос престижа. "Поскольку у нас научных институтов более чем достаточно, учёные из Петербурга давно ставили вопрос о создании петербургского отделения Академии наук", — говорит Ковалёв. Такие отделения занимаются координацией действий институтов и разработкой совместных программ развития науки в регионе. Раньше они занимались ещё и управлением недвижимостью, но после реформы, о которой говорилось выше, надобность в этом практически отпала. Согласно данным "Контур.Фокус", у Академии наук в Петербурге нет действующих учреждённых организаций, за исключением Палеонтологического общества.
Кроме того, за каждым отделением закреплена определённая квота на академиков и членов–корреспондентов. "Есть, предположим, какие–то места академиков, которые замещаются только представителями Дальневосточного отделения Академии наук", — говорит сотрудник института археологии. По его мнению, самоорганизация научного сообщества со статусом отделения позволит петербургским учёным добиваться необходимых им научных званий и положения в научном обществе наравне с другими регионами. По сравнению с Москвой в процентном отношении представительство Петербурга в академии было слишком низким. Тот факт, что отделение долго не создавалось, можно объяснить нежеланием менять эту ситуацию.
"Учёные из Москвы заняли ведущие позиции, и им совершенно не было нужно, чтобы ленинградские учёные действовали наравне с ними", — считает Ковалёв.
Создание отделения РАН поможет учёным нашего города, не только членам академии, эффективнее работать за счёт организации их взаимодействия, в том числе междисциплинарного, друг с другом. Также я думаю, будет помощь во взаимодействии академии с местными органами власти, вузами, производственными предприятиями и научными центрами других ведомств. Я думаю, возобновится поддержка в проведении научных мероприятий регионального, российского и международного масштаба. В Петербурге раньше работал президиум Санкт–Петербургского научного центра РАН, долгое время его возглавлял нобелевский лауреат академик Жорес Иванович Алферов. Президиум играл объединяющую роль для учёных РАН, работающих в Петербурге, проводились конференции, другие научные и общественные мероприятия. В процессе реформирования РАН президиум СПбНЦ утратил эти функции, он стал одной из организаций, не имеющих какой–либо руководящей или объединяющей роли. Теперь эту роль сможет играть Санкт–Петербургское отделение академии. Я думаю, полноценно отделение заработает в связи с подготовкой и проведением мероприятий, связанных с 300–летием Российской академии наук, которое состоится в феврале 2024 года. Академия была создана в нашем городе, первое её здание — Кунсткамера, силуэт которой является эмблемой РАН.
Алексей Жуков
профессор НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге, член–корреспондент РАН
Академия наук в своём развитии прошла трёхсотлетний путь, который начинался именно в Петербурге, поэтому важно подчеркнуть роль города и его вклад в науку. Отделение должно аккумулировать разные области. Учёные нуждаются в контактах и интеграции знаний, понимании того, что происходит в смежных областях науки, поскольку скорость её развития высока. При организации важно опираться на опыт СПбНЦ РАН. В его рамках работали и продолжают работать объединённые советы по гуманитарным наукам, экологии. Деятельность таких советов организуют учёные секретари, которые являются сотрудниками петербургского научного центра с большим стажем. Ими накоплен огромный опыт и понимание сути исследований и разработок академических институтов соответствующего профиля, поэтому в перспективе для успешного развития Петербургского отделения РАН будет важна опора на те методы работы, которые доказали свою эффективность. Академия наук имеет связи с региональными институтами. В то же время документами предполагается открытие нового отделения именно в Петербурге, а не на Северо–Западе, что в перспективе может несколько сузить поле научной деятельности. Успешность деятельности отделения будет зависеть от его взаимодействия с администрацией города. Важным аспектом станет то, насколько правительство окажется готово оказать поддержку.
Ирина Елисеева
член–корреспондент РАН, заведующая кафедрой статистики и эконометрики СПбГЭУ
То, что в Санкт–Петербурге — на родине нашей академии — отделения не было, вызывало, скажем так, некие вопросы. Но самое главное здесь, что Петербург очень мощный центр наравне с Москвой по уровню академической науки. И петербургские учёные вносят очень большой вклад в науку, например в энергетике. Поэтому консолидация организационных усилий на этой территории — это есть позитивное изменение.
Николай Кудрявцев
президент московского физико–технического института, член–корреспондент РАН
В принципе Петербургу своё отделение РАН не помешало бы в силу некоей научной традиции. Но даже если его сделают, это кардинальным образом не улучшит ситуацию в РАН. Потому что структура управления сейчас не главная проблема академии. Проблема РАН — это очень специфический кадровый состав, крайне инертный, и раздёрганность на "удельные княжества", когда каждый тянет одеяло на себя. Те, у кого лоббистских ресурсов больше, имеют возможность сохранять научный уровень, те институты, у которых этих возможностей нет, загибаются. Петербург в последнее время с научной точки зрения — это провинциальный город.
Александр Шумилов
координатор инициативной группы "Сохраним Пулковскую обсерваторию", в прошлом — инженер Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН