Два года турбулентности на рынке грузовых авиаперевозок: чего ожидать в 2023?

Официальная статистика Росавиации и Минтранса говорит о снижении грузовых авиаперевозок в 2022 г. на 59%. Генеральный директор АО "Карго Сервис Центр" Сергей Соловьев поделился информацией о том, что происходит в отрасли сейчас и так ли все плохо на самом деле?
Стоит начать с того, что изменилась структура грузовых перевозок. На фоне сокращения объемов авиагрузов растут объемы автомобильных перевозок, а морской грузооборот вырос почти на 20%.
При этом в конце 2022 года среднемесячный объем грузовых перевозок начинает понемногу расти, а уже в январе 2023 года обгоняет объемы 2022 и даже 2021 года. В феврале-марте 2023 года динамика остается положительной, и объемы перевозимых грузов стабильно превышают объемы 2021 года за те же месяцы.
Если же отойти от сухой статистики и посмотреть на реальное положение дел, то можно сказать, что международные авиаперевозки начинают восстанавливаться после шока, вызванного введением санкций и уходом зарубежных авиакомпаний из России год назад.
В марте 2022 года только 6 российских авиакомпаний продолжали выполнять международные рейсы. Зарубежные направления были ограничены несколькими постсоветскими государствами, а также Турцией и ОАЭ. Сейчас уже 15 российских авиакомпаний летают в 22 страны.
Кроме того, наши власти активно привлекают иностранных авиаперевозчиков. На сегодняшний день в Россию прилетают рейсы 52 авиакомпаний из 27 стран. Для сравнения: в марте 2022 года к нам летали всего 29 авиакомпаний из 20 стран.
На других видах транспорта очень активно идет смена игроков по основным направлениям – как на автомобильных дорогах, так и в море. Параллельно с сокращением автомобильных перевозок из ЕС, перевозки из Китая через российско-китайский пункт пропуска "Забайкальск – Маньчжурия" только за первые три месяца этого года выросли более чем на 60%.
Появились прямые морские линии из Китая и Индии в Санкт-Петербург без транзитного захода в порты ЕС, что позволило обойти санкции и уменьшить транзитное время доставки грузов. Вместо Maersk мы теперь работаем с FESCO, SINOKOR MERCHANT MARINE, OVP SHIPPING и другими морскими линиями, в том числе созданными специально для работы с Россией.
При этом постоянно появляются новые транзитные маршруты, например, через Турцию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, а конкуренция на рынке по-прежнему довольно высокая. Это по-прежнему оставляет для клиентов возможность выбрать наиболее приемлемый способ доставки груза.
Более того, по сравнению с турбулентностью в пандемию, когда тарифы скакали то вверх, то вниз, и по сравнению с неразберихой годовалой давности, когда вводились и отменялись рейсы и маршруты, сейчас ситуация выглядит более-менее стабилизировавшейся. Стало понятно, кто из международных игроков остался на рынке, а кто ушел надолго.
Конечно, правила игры меняются постоянно, и нынешнее "равновесие", скорее всего, не устойчиво. Но главное, что мы вынесли за эти два года работы: нужно всегда оставаться гибким, чтобы быстро реагировать на все изменения рынка. Только тогда даже в периоды турбулентности можно остаться на плаву и не потерять равновесие.
"Карго Сервис Центр"