14:3914 мая 202314:39
2001просмотров
14:3914 мая 2023
Серебряная рака Александра Невского будет передана в пользование Александро-Невской Лавры и станет продолжением традиционной музейной дипломатии "внутри страны и за её пределами".
О дальнейшей судьбе шедевра мирового искусства рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Его комментарий пресс-служба главного петербургского музея опубликовала в воскресенье, 14 мая. Как писал "ДП", ранее приказ о передаче полуторатонного саркофага Русской Православной Церкви (РПЦ) подписал замминистра культуры Сергей Обрывалин.
Михаил Пиотровский в свою очередь раскрыл детали договора, заключённого между Эрмитажем и Санкт-Петербургской епархией, который утвердили и согласовал патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру — Владимир Гундяев) и Министр культуры РФ Ольга Любимова.
"В течение ста лет Эрмитаж хранил и четырежды спасал от гибели гробницу и раку святого Александра Невского. Сегодня эта ответственность на 49 лет передается Церкви. Согласно договору, <...> Церкви предстоит воссоздать те уникальные условия состояния воздуха, которые созданы огромным трудом в Эрмитаже. Без этого хрупкая гробница погибнет", — подчеркнул Пиотровский.
Решение передать артефакт церкви глава Эрмитажа объяснил тем, что с учётом нынешней геополитической обстановки "сакральное значение памятника важнее его художественной ценности", а соединение мощей святого с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл.
"Десятилетиями ситуация была обратной и именно значение гробницы как памятника русского искусства было основой её защиты, которая дорого стоила Эрмитажу и его руководителям. Эрмитаж в очередной раз предлагает миру конкретный рецепт решения одной из острейших глобальных проблем — реституции культурных ценностей, вносит свой вклад в дискуссию, на острие которой находится знаменитый фриз Парфенона в Британском музее", — говорится в заявлении.
Также Михаил Пиотровский добавил, что главным критерием для судеб памятников культуры является не территория, на которой они находятся, а "сохранение предмета в сфере музейного поля или вне его", поскольку любое размещение художественного шедевра в общественном пространстве несёт в себе риск.
В музее этот риск меньше, чем в церкви, признал директор Эрмитажа, однако ещё вреднее для общественного согласия — превращение дискуссии в открытую борьбу, а не смена места экспонирования.
В декабре прошлого года РПЦ попросила Смольный передать ей учительский дом на территории Александро-Невской Лавры. На тот момент у церкви было право пользоваться объектом.