Индекс здоровья российского бизнеса почти вернулся на докризисные показатели. По итогам первого квартала 2023 года он составил 64 балла при 67 баллах в I квартале 2022 года.
Аналитики изучили данные более 500 тыс. компаний из микро-, малого и среднего бизнеса в 20 различных индустриях. Для расчёта индекса Calltouch, банк Точка и hh.ru собрали и обобщили восемь ключевых показателей, отражающих финансовое состояние, маркетинговое продвижение и подбор кадров. Исследователи отмечают, что полученный результат говорит об относительном "выздоровлении" в предпринимательской деятельности после нескольких кризисных лет.
Так, в доковидном 2019 году индекс здоровья российского бизнеса достигал в среднем 52 баллов, в 2020-м упал до 50 баллов, в 2021-м составил уже 63 балла, а в 2022-м — 62.
За первые три месяца с начала этого года рост индекса показали половина исследуемых отраслей. Быстрее всего восстанавливается малый бизнес: Индекс его здоровья всего на 3 балла ниже, чем год назад (67 к 70). В среднем бизнесе ситуация ухудшилось на 13 баллов (42 к 55), в микробизнесе — на 8 баллов (59 к 67).
Самыми высокими темпами растёт после простоя в пандемию туристическая отрасль (+18 баллов). Чуть отстаёт сфера искусства и культуры, также пострадавшая от коронавируса (+13). На третьем месте машиностроение. Оно выросло на 9 баллов на фоне государственной поддержки и импортозамещения.
Самое большое падение индекса — у охранных предприятий (–15 баллов). На 13 баллов упал индекс здоровья в мебельном бизнесе. Частные и коммерческие перевозчики показали снижение индекса на 10 баллов. Это связано в основном с перестройкой логистических цепочек с запада на восток.
Обороты растут во всех отраслях. Наибольший результат получил бизнес в сфере туризма и продажи билетов, интернет-магазины и автосервисы за счёт роста цен за запчасти. Наименее "оборотистым" I квартал 2023 года стал для компаний в сфере медицины, машиностроения и продуктового ритейла. Это связано с уходом зарубежных поставщиков, усложнения логистических цепочек и удлинения производственных процессов.
Большинство направлений не восстановили количество обращений клиентов. Однако малый бизнес почти вернулся к показателям начала 2022 года. Увеличилось число клиентов по сравнению с началом предыдущего года только в сфере телекоммуникаций и связи. Правда, всего на 2%.
Самой медленно восстанавливающейся отраслью по числу обращений стало образование. Причинами "просадки" называют снижение платёжеспособности населения и сокращения рекламных бюджетов.
Самый высокий рост спроса на сотрудников отмечается в сфере организации культурных и досуговых мероприятий (+51% вакансий), центрах развлечений (+46%) и турагентствах (+38%). Набольший рост зарплат при этом в начале года зафиксировали в образовательных учреждениях и сфере телекоммуникаций.
Как писал "ДП", экономисты перестали предсказывать крах российской экономики. По мнению экспертов, эффект от международных санкций, выглядевших очень суровыми, был компенсирован необязательностью их исполнения.