Судебный спор известного балетмейстера и Мариинского театра рискует затянуться

Автор фото: РИА "Новости"
Балетмейстер Нела Назирова во время постановки балета "Тысяча и одна ночь", 1981 год

Октябрьский суд Петербурга, рассматривающий спор об авторском праве между Мариинкой и балетмейстером, получил культуроведческую экспертизу.

Известный советский балетмейстер Нела Назирова предъявила иск Мариинскому театру, заявив о нарушении её авторских прав на либретто балета "Тысяча и одна ночь", показанного в 2020 году на Приморской сцене (филиал Мариинки во Владивостоке). По её версии, спектакль основан на произведении, созданном ею совместно с Максудом и Рустамом Ибрагимбековыми, права на него зарегистрированы Азербайджанским отделением Всесоюзного агентства по авторским правам. Истица просит взыскать с театра 2 млн рублей компенсации за нарушение исключительного права на либретто и 100 тыс. рублей компенсации морального вреда.
В свою очередь театр просит отказать в иске в связи с его необоснованностью.
"Одним из спектаклей филиала театра является балет Фикрета Амирова “Тысяча и одна ночь”, поставленный по либретто Максуда и Рустама Ибрагимбековых на основе оригинальной редакции 1968 года. Либретто более поздней редакции этого спектакля 1975 года, соавтором которой являлась Нела Назирова, в данной постановке не использовалось", — говорят в Мариинке.
Позицию театра подтвердила культуроведческая экспертиза, проведённая ООО "Ассоциация независимых судебных экспертов" по назначению Октябрьского райсуда.
Либретто балета "Тысяча и одна ночь", по которому поставлен спектакль, является произведением, созданным исключительно братьями Ибрагимбековыми. А Нела Назирова не является соавтором либретто балета "Тысяча и одна ночь", показанного на Приморской сцене, считают эксперты.
"Особой нужды в назначении экспертизы не было: в деле достаточно доказательств использования либретто соавторства моей доверительницы, — заявил “ДП” Станислав Рывкин, адвокат Нелы Назировой. — Суд, ставя вопросы перед экспертом, прямо указал на либретто, предоставленное театром, как на использованное в постановке. То есть факт, только подлежащий установлению, суд счёл уже установленным".
По мнению адвоката, из содержания экспертизы следует, что использовано именно либретто соавторства Нелы Назировой, но вместе с тем эксперты делают прямо противоположный вывод.
По словам Станислава Рывкина, предварительно, на протяжении около 2 лет, Мариинский театр вёл переписку с Назировой, предлагая заключить договор. И изначально даже размещал её имя на афише, добавляет адвокат.
"В заключении экспертизы наглядно показаны фрагменты либретто как Назировой, так и Ибрагимбековых. Даже без детального литературного и лингвистического анализа видно, что тексты не имеют буквальных повторений или взаимных пересказов безотносительно к основному произведению", — отмечает Марина Пожидаева, юрист Versus.legal, ознакомившаяся по просьбе "ДП" с экспертизой.