Уход Siemens Energy из РФ не помешал её "дочке" сохранить бизнес в Петербурге

Автор фото: ТАСС

Бывшему газотурбинному предприятию "Сименса" в Петербурге в кризис помогают держаться сервисные контракты.

По итогам 2022 года выручка ООО "Современные технологии газовых турбин" (СТГТ) сократилась в 3 раза по сравнению с 2021 годом — с 14 млрд до 4,67 млрд рублей, следует из данных, опубликованных налоговыми органами. Чистая прибыль компании снизилась в 5,7 раза — с 1,6 млрд до 281,6 млн рублей. Однако, учитывая контекст 2022 года, результаты нельзя назвать удручающими.

Могло быть хуже

Несмотря на рекордно низкий показатель выручки предприятия с 2013 года, результат находится на уровне 2019 и 2020 годов, когда показатель составил 5,1 млрд и 5,9 млрд рублей соответственно. Чистая прибыль СТГТ в те же годы колебалась в районе 1,5 млрд рублей. Наилучшим оказался 2018–й, который принёс компании 2,76 млрд рублей. Однако в следующем за ним 2019 году завод единственный раз показал чистый убыток — 511,5 млн рублей.
До июля прошлого года предприятие называлось "Сименс технологии газовых турбин" по имени основного владельца — Siemens Energy AG, державшего 65% уставного капитала компании. Но после начала СВО германский концерн решил покинуть Россию и в октябре продал свою долю ПАО "Интер РАО". Пакет в 35% продолжает сохранять АО "Силовые машины".
Отметим, что СТГТ — не первый для "Интер РАО" актив, связанный с производством подобного оборудования. С 2014 года у группы запущен завод "Русские газовые турбины" в Ярославской области. Предприятие создавалось "Интер РАО" совместно с Объединённой двигателестроительной корпорацией и General Electric. К концу 2020 года "Интер РАО" нарастило долю в компании до 50,99%, остальная часть оставалась у General Electric.
Наибольшую долю в структуре выручки и прибыли СТГТ по результатам 2022 года сформировали договоры долгосрочного сервисного обслуживания газовых турбин большой мощности, свыше 60 МВт, сообщила "ДП" коммерческий директор предприятия Ольга Комолова. "Несмотря на все сдерживающие факторы внешней среды, СТГТ смогли сохранить все компетенции, мы продолжаем исполнять контрактные обязательства, взятые перед заказчиками, и расширяем портфель заказов", — добавляет она.
По словам Ольги Комоловой, за прошлый год компания провела более 30 мероприятий, включая инспекции газовых и паровых турбин, а также пусконаладочные работы на Лемаевском ПГУ для ПАО "Нижнекамскнефтехим" (входит в холдинг "Сибур"). Также компания работает над локализацией компонентов и заключает новые договоры, в том числе с белорусскими игроками.

Работы хватит надолго

Сервисные контракты позволят СТГТ сохранять текущий уровень финансовых показателей, полагает начальник отдела торговых операций ООО "ПТЦ", автор стратегий автоследования Дмитрий Марков. Однако для развития нужно будет выпускать новую продукцию и искать новых клиентов. "В принципе это возможно. Я думаю, СТГТ способны перестроиться. Часть технологий у них в любом случае осталась, какие–то реально доработать своими силами, что–то можно приобрести в дружественных странах, таких как Китай", — говорит Дмитрий Марков.
Но в ближайшее время предприятию в любом случае придётся заниматься в основном именно сервисными контрактами, отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. В России большое количество турбин компании Siemens — их необходимо обслуживать, они требуют регулярного проведения регламентных работ, но сконцентрироваться исключительно на сервисной составляющей, по мнению эксперта, было бы неосмотрительно.
Александр Фролов напоминает, что в прошлом году Россия подписала с Ираном соглашение о закупке нескольких десятков газовых турбин производства компании Mapna. Турбины MGT–70, которые получит Россия, являются развитием технологий турбины V94.2 "Сименса". Отечественные агрегаты ГТЭ–160, сборкой которых занимаются СТГТ, основаны на этой же модели.
"Возможно, покупка этих турбин может расширить сервисную составляющую для предприятия. Также мы можем прийти к тому, что на нашей территории часть потребностей в газотурбинном оборудовании будет решаться в том числе за счёт крупноблочной сборки, которую можно было бы разместить на СТГТ", — предполагает Александр Фролов, подчёркивая, что на сегодняшний день это пока только теория.