Трибуны опустели: российские клубы смирились с Fan ID

Автор фото: ТАСС

Футбольные стадионы РПЛ продолжают пустовать. Сами клубы, по логике, должны быть в числе первых, кому нужно требовать запрета Fan ID: ускользает прибыль, которую могут принести с собой на трибуны тысячи болельщиков. Но этого не происходит. В парадоксе разбирался "ДП".

В 18–м туре в среднем на матч пришли 7580 зрителей, в 19–м — 6146, в 20–м — 5006. Таковы скромные цифры посещаемости в российской премьер–лиге нынешней весной. Дальше падать вроде некуда, уже случилось историческое событие — хоккей по посещаемости обогнал футбол. За предыдущую неделю на матчи КХЛ собирались в среднем 9082 человека.
При этом цены на билеты команд РПЛ всё падают и падают. "Оренбург" на последний домашний матч пускал болельщиков за 10 рублей, "Спартак" в Москве — за 100 рублей (хотя в прошлом сезоне меньше 500 рублей цена не опускалась).
"Зенит" уже официально подтвердил, что теперь не гнушается раздавать бесплатно "проходки" на "Газпром Арену".
"Клуб провёл ряд консультаций и совещаний с администрацией города и профильными комитетами, на которых озвучивалась проблема посещаемости стадиона после введения карты болельщика на “Газпром Арене”, — говорится в заявлении клуба. — Совместно с городом была выработана дорожная карта, в соответствии с которой в данный момент происходит процесс работы с населением, призванной стимулировать оформление паспорта болельщика. Сюда входят бесплатные билеты, лотереи, концерты и многое другое".
Впрочем, злые языки утверждают, что сине–бело–голубые ещё и доплачивают талантам с хорошим голосом, которые должны создавать шумовую поддержку на арене в связи с отсутствием фанатов, которые продолжают бойкотировать стадионы. Вполне возможно, что это всего лишь слухи.
А факт заключается в том, что ни "Зенит", ни большинство других клубов РПЛ открыто не выступают против Fan ID.
Хотя теоретически падение посещаемости ведёт к снижению доходов от продажи билетов, а это нарушает финансовую устойчивость клубов.
Но в российском футболе не всё подчиняется логике. Его экономика устроена так, что доходы от продажи билетов существенно не влияют на финансовое благополучие клубов. А значит, и не стоит ради них идти на открытый конфликт с государством. Ведь спонсорские отчисления РПЛ и Кубка России в этом сезоне выросли кратно. Чудеса.

Матчдей теряет позиции

Доход футбольных клубов в мире формируется из трёх основных источников: матчдей (продажа билетов, атрибутики и питания в день игры), коммерческие (спонсорство и реклама) и телевизионные доходы. Есть ещё выручка от продажи игроков, но не многим командам удаётся зарабатывать на трансферах системно.
Ещё 30 лет назад матчдей был основным способом заработка — в 1992 году, например, продажа билетов составляла 42% доходов в английском чемпионате. Однако с ростом коммерциализации футбола этот показатель в европейских топ–лигах не превышает сейчас 15%. Основные же деньги клубы зарабатывают благодаря телеконтрактам и спонсорам.
В РПЛ процент доходов от продажи билетов и атрибутики значительно ниже, чем в ведущих чемпионатах. Если убрать ковидные 2020 и 2021 годы, то данные за 2019 год можно назвать весьма показательными. Новые вместительные и комфортные стадионы, подъём интереса к футболу после домашнего чемпионата мира — и тем не менее доля от матчдея составила в среднем в том сезоне всего 6,8% — намного ниже, чем в Европе.
Остаются два источника дохода — телеконтракты и коммерческая прибыль. В чемпионатах Старого Света эти пункты находятся в прямой зависимости. Главный фактор для спонсоров и рекламодателей — большой охват аудитории, который и побуждает их платить огромные деньги.
Телекомпании приобретают права за большие суммы, потому что высокий интерес к трансляциям обеспечивает поступление денег от рекламодателей по максимуму.
Например, аудитория прямых трансляций английской премьер–лиги составляет 40% населения Великобритании (около 27 млн человек). А глобальная аудитория за пределами Туманного Альбиона гораздо выше.
При этом, по данным российской компании Mediascope, в прошлом году ни одна трансляция РПЛ не вошла в топ–30 самых популярных спортивных программ на телевидении. Самый популярный матч "Спартак" — "Зенит", сыгранный 17 сентября, собрал у экранов 5,9% от числа всех смотревших телевизор, или 1,7% от всего населения страны. Об интересе к российскому футболу за границей сейчас говорить, естественно, абсурдно.

"Прочие операционные расходы"

Относительно невысокий интерес находит отражение в стоимости телеправ. Вплоть до начала сезона–2022 / 23 доходы РПЛ были незначительными — 150–250 млн рублей на клуб. Это немногим больше средней выручки от продажи билетов.
Предыдущий контракт с телевидением (действовал до начала этого сезона) стоил 1,95 млрд рублей. Сумма ниже, чем в Польше, Румынии, Норвегии, Австрии. Бельгия и Голландия опережали в 3 раза, Португалия — в пять. А пропасть с топ–лигами Европы была огромная.
Новый контракт с "Матч ТВ" на 6,6 млрд рублей соизмерим теперь с Бельгией и Голландией, но всего в 2 раза ниже английского чемпионшипа (второй по уровню дивизион страны).
Из этого следует простой вывод: если клубы РПЛ мало зарабатывали на билетах и телевидении, значит, их основной доход — коммерческий, деньги рекламодателей и спонсоров. Но и такая логика в России не работает.
В Европе абсолютное большинство клубов во время пандемии рапортовали о падении доходов из–за опустевших стадионов.
В РПЛ — другая картина. Чуть меньше половины клубов закончили сезон в плюсе относительно предыдущего.
Не стоит искать в этих раскладах какой–то экономической логики. Просто надо принять как факт — финансовое благополучие никак не связано с ростом или падением посещаемости матчей.
В отчётности клубов, которую с 2020 года выкладывает РПЛ, структура доходов разделена на четыре части. Три уже перечислили — матчдей, коммерческие доходы и доходы от телеконтракта (в РФС эти деньги обозначены как "доход от организаторов соревнований"). Но есть и четвёртый пункт, и для большинства российских клубов он ключевой, — "прочие операционные расходы".
Звучит расплывчато, но по сути — это деньги, которые выделяют клубам их владельцы — бюджетные организации или близкие к государству компании.
Рост или падение доходов клубов РПЛ практически полностью связаны с тем, сколько денег выделяют собственники или госструктуры. К коммерческой деятельности этот подход не имеет никакого отношения.
Кто–то оформляет такие поступления как деньги за рекламу компании — собственника клуба. Но фактически это дотации, и никакого бизнес–начала в этом нет.
И любые банкротства связаны исключительно с тем, что у владельца по каким–то причинам пропало желание или возможность дотировать клуб. А значит, примут болельщики Fan ID или нет, заполнят они до отказа трибуны или нет — особо клубы и не интересует. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.