Кинопроизводители жалуются на нехватку финансирования

Автор фото: Ермохин Сергей
Съемка сериала на киностудии.

Губернатор Александр Беглов подписал постановление "О порядке предоставления в 2023 году субсидий организациям кинематографии". На 200 млн рублей смогут претендовать кинокомпании, снявшие фильмы на территории Петербурга "с использованием локаций, символик, природных, туристических или архитектурных объектов города".

В 2022 году конкурс от комитета по культуре по распределению субсидий на кино проходил в два этапа, но сумма была такой же. В мае на поддержку кинематографии выделили 140 млн рублей: эти деньги между собой разделил 21 фильм. В августе Смольный объявил о втором этапе распределения бюджетных средств. Ещё 60 млн рублей получили 13 кинолент. В 2021 году комитет выделил в разы меньше — 58,7 млн рублей на 19 фильмов.
Кажется, что суммы поддержки растут — денег выделяют больше, количество поддержанных фильмов тоже увеличивается. Но, учитывая очевидные проблемы в киноиндустрии, 34 картины в год выглядят незначительно даже для Петербурга.
Представители киноиндустрии признают: это лучше, чем ничего, но такая инициатива вряд ли спасёт целую отрасль. Однако, чтобы суммы поддержки заметно выросли, изменения нужно вносить на уровне Минкультуры. Региональные меры поддержки ситуацию серьёзно исправить не способны.
Кинорежиссёр и генеральный директор кинокомпании "Ермак" Родион Бельков считает, что для решения проблемы нужно резко увеличить финансирование отечественного кинематографа до 500 фильмов в год, чтобы большая премьера в кинотеатрах была каждую неделю.
"Это могло бы стать решением проблемы и для кинопроката, и для отечественного кинопроизводства. У нас есть достаточное количество хороших режиссёров и сценаристов (ВГИК выпускает ежегодно не менее 30 в каждой мастерской), но не хватает финансирования. Нужно понимать, что не каждый фильм может получиться. Именно поэтому речь идёт о 500 фильмах, а не о 365, например. Кинематограф — сложная отрасль", — рассуждает режиссёр.
Родион Бельков отмечает, что финансирование кинематографии фактически не увеличилось, а с учётом перманентного удорожания, которое началось ещё во время пандемии, даже уменьшилось.
"Это говорю не я, а вполне серьёзные кинопродюсеры, такие как Константин Эрнст, на правительственном заседании по кинематографии в присутствии премьер–министра Михаила Мишустина и вице–премьера Татьяны Голиковой. Так что, поскольку никаких серьёзных мер для отрасли до сих пор не принято, по всей видимости, они уже и не будут приняты в ближайшее время. Придётся привыкать жить в новой реальности с полным отсутствием кинопроката", — комментирует он.