Заигрались: спрос на кредитные карты бьёт все рекорды

Автор фото: Сергей Коньков

Банки рапортуют о рекордном спросе на кредитные карты, сформировавшемся по итогам I квартала 2023 года. "Локомотивом" стали удлинённые беспроцентные периоды и беспроцентное снятие наличных.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе–феврале 2023 года в Петербурге выдано 66 тыс. новых кредитных карт. Это на 10% меньше, чем за 2 месяца прошлого года. Однако предварительные оценки спроса в марте позволяют предположить, что результаты текущего квартала окажутся гораздо лучше первой четверти 2022–го. Несмотря на действующие жёсткие ограничения со стороны ЦБ РФ в сфере потребительского кредитования.

Снять лимиты

Минувший 2022 год со всеми его сложностями можно считать успешным: жителями города оформлено 493 тыс. кредитных карт против 503 тыс. за 2021–й. Снижение показателя всего на 3% после резкого взлёта рынка в 2021 году (тогда выдачи подскочили на 31% по сравнению с 2020–м и на 25%, если сравнивать с 2019–м) для большинства кредитных организаций стало своеобразной победой. Суммарно за весь 2022 год объём выданных розничных кредитов в Петербурге оказался на 14% меньше итогов 2021–го (при общероссийском падении на 25%). Без учёта ипотеки, которая занимает более половины объёма, снижение составило около 10%, или 84 млрд рублей. Таким образом, сегмент кредиток проявил себя более защищённым от роста ставок и тем самым показал стабильный спрос.
Согласно прогнозу Банка России, опубликованному в феврале, в 2023 году ожидается рост потребительского кредитования на 8–12%, в 2024–м — на 8–13%. На долю кредитных карт в нём традиционно приходится около 10%. Если предположить, что эффект от агрессивных рекламных обещаний банков окажется положительным, то доля кредиток в розничных портфелях в текущем году может заметно увеличиться.
Косвенно этому помогут и ограничительные меры регулятора. С 2023 года Банк России впервые установил лимиты для банков на выдачу розничных кредитов. С 1 января крупнейшие банки могут выдавать клиентам с высоким показателем долговой нагрузки не больше 25% от всех потребительских кредитов и не более 10% от объёма кредитов со сроком возврата больше 5 лет. ЦБ РФ, вероятно, сможет оценить эффективность собственных мер не ранее лета. Но, как отмечали банкиры, требования регулятора напрямую скажутся на POS–кредитовании (в местах продаж товаров и услуг) и сегменте кредитов наличными.
Карты же более специфический и сложный продукт: с одной стороны, они не обеспечены залогом (для кредитора увеличиваются риски невозврата). С другой стороны, банки могут оперативно вмешиваться в условия продукта — от повышения лимита, если заёмщик "хороший", до полной блокировки карты, если допустил просроченный платёж. Именно здесь для банкиров и проявляется преимущество продукта: устанавливая минимальный лимит при первичной выдаче, по мере изучения поведения клиента они могут начать его постепенно увеличивать. Средний лимит петербуржца по новым кредитным картам, по оценке НБКИ, составляет порядка 90 тыс. рублей при среднероссийском 70 тыс. (по Москве 105 тыс.). Текущий у ранее выданных в 2–3 раза выше.
Дополнительным стимулом для роста выдач стали удлинение беспроцентных периодов (грейс–период) и увеличение размеров кешбэка на фоне полной отмены комиссий за обслуживание карт. Также банки начинают массово отменять комиссии за выдачу наличных с кредитного лимита. Ещё пару лет назад на эти операции были заградительные тарифы — до 10% от суммы выдачи.
Впрочем, за последние 10–15 лет имидж кредитной карты сильно изменился, выйдя из ограниченного ареала использования в массовый продукт (пик выдач был пройден в 2021 году). Улучшается финансовая грамотность пользователя продукта. Банки активно разрабатывают и внедряют привлекательные условия и бонусные программы. Также распространяется совершенно новый тип кредитного продукта — виртуальные кредитные карты. На фоне дефицита пластика это стёрло территориальные границы между потребителем и банком–эмитентом. И ещё больше ужесточило конкуренцию и либерализовало потребительские условия: банку не обязательно иметь отделение в городе, чтобы выдать клиенту карту, а у последнего значительно расширился выбор между доступными карточными продуктами.
"В ближайшее время физические карты из пластика не покинут финансовый рынок, но банки сосредотачиваются на выпуске виртуальных карт, клиенты всё чаще их выбирают, не выпуская пластик вообще", — говорит Александр Жуков, руководитель центра карточных продуктов и расчётов Почта Банка. "На рынке также большинство игроков предлагают доставку карты, чем многие клиенты с удовольствием пользуются", — прокомментировали в банке "Синара".

Вертолётная раздача

В городе сейчас ежемесячно выдаётся 40–45 тыс. новых кредитных карт. Практически все участники рынка отмечают, что показатели по сравнению с прошлым годом ощутимо выросли.
"Мы фиксировали рост портфеля и выдач карт в целом по банку как в прошлом году, так и в первые 2 месяца 2023–го, — рассказывает Наталья Зубенко, руководитель центра кредитных карт Росбанка. — Средний чек стабилен. Мы считаем, что карта как инструмент наиболее приемлема в сложные периоды, поскольку нагрузка на клиента с точки зрения минимальных платежей составляет в среднем не более 5% от основного долга, что комфортно позволяет его выплачивать". По её словам, для банка инструмент удобен гибкостью с точки зрения регулирования риска и нагрузки на клиента.
В банке "Открытие" за январь–февраль фиксируют рост выдач в 2,2 раза по сравнению с прошлым периодом, в Почта Банке говорят о ежемесячном приросте (на 15–20% в марте по сравнению с февралём и на 10% по итогам февраля по сравнению с январём текущего года), в ПСБ — на 35%, в "Сбере" и ВТБ схожий существенный прирост.
Точное количество активных кредитных карт в городе неизвестно: по данным Банка России, на 1 января платёжных карт в Петербурге было 19,9 млн, что на 21%, или 3,4 млн, больше, чем годом ранее. Сопоставляя цифры по выданным кредиткам, получается, что они занимают около 15% общего карточного рынка.
"С одной стороны, рынок очень конкурентный, с другой — есть весомая доля клиентов, которые до сих пор не пользуются кредитными картами, — рассказывает Алексей Дикарев, старший бизнес–лидер трайба (направления) “Кредитные карты” банка “Открытие”. — Средняя ставка по данному продукту выше, чем по кредитам наличными, но в то же время для карточного клиента ставка не является определяющим критерием при выборе продукта. В первую очередь он обращает внимание на платность, длительность беспроцентного периода, величину кешбэка, возможность пользоваться наличными бесплатно".
Несмотря на разнообразие преимуществ на рынке кредитных карт, рынок условно развивается в двух направлениях: для тех, кому важен беспроцентный период, и тех, кто активно пользуется кредитными средствами.

Платный нюанс

На сегодня сложилась уникальная ситуация: если дебетовые карты есть у каждого жителя города, в том числе стали появляться и у детей от 7 лет, то у пользователя кредитных карт на руках обязательно окажется их несколько и обязательно от разных банков. Люди пытаются совместить преимущества в виде бонусов и процентных ставок.
Некоторые оформляют несколько кредитных карт разных банков для того, чтобы иметь возможность погашать задолженность на одной карте заёмными средствами с другой и избегать просрочки, если собственных средств к дате платежа не хватает. Это довольно опасная практика, так как ведёт к чрезмерному росту долговой нагрузки.
"Степень важности параметров кредитной карты зависит от целей клиента. Например, если планируется пользоваться заёмными средствами на краткосрочный период (до зарплаты), то самыми важными будут длительность грейс–периода и комиссия за обслуживание карты, а процентная ставка уже менее важна при подборе продукта, — поясняет Арам Валесян, управляющий директор по карточному и транзакционному бизнесу Экспобанка. — Если планируется более крупная покупка и нет планов по погашению кредита в пределах грейс–периода, то имеет смысл обратить внимание на более низкую процентную ставку и размер ежемесячного минимального платежа. Он, как правило, у всех банков примерно одинаковый — 3–5% от суммы задолженности".
"Среднестатистически большая часть клиентов выходит за пределы грейс–периода, так как основной доход по кредитным картам всё же складывается из процентов, — комментируют в банке “Синара”. — Процент клиентов, выпадающих из льготного периода, разнится у разных банков и разных продуктов, но можно говорить о 70–80% таких клиентов". В банке подчёркивают, что если карта планируется к использованию как источник наличных или для переводов, то нужно обратить внимание на стоимость таких операций, прерывают ли они льготный период и увеличивается ли процентная ставка.
Получать дополнительную выгоду можно и от трат по кредитной карте в виде кешбэка. Но здесь нужно внимательно изучать условия его начисления. Помимо классических (определённый процент от суммы покупок) на рынке стали появляться и новаторские: вознаграждение будет начислено при наборе определённой суммы покупок за месяц. Или выплачено бонусными баллами, которые можно конвертировать в рубли. Или компенсировать ими ранее совершённую покупку (по таким предложениям размер кешбэка может превышать и 10%).
"Банк может поставить 50% и более в какой–то конкретной точке или группе магазинов, если лишь малая доля клиентов пользуются этим предложением. Или предложить 100%–ный кешбэк, но с очень маленьким лимитом выплат (например, не более 200 рублей)", — говорят в "Синаре". Таким образом, при поиске карты с кешбэком первостепенно нужно обращать внимание не на его обещанный банком размер. А на условия начисления. И наличие лимита на месяц по всем категориям (как правило, это 3–5 тыс. рублей, что при 3–5%–ном кешбэке эквивалентно максимальной сумме покупок около 100 тыс. рублей). Более того, кешбэк для каждого банка — достаточно гибкое условие, которое он может менять без согласия клиента в одностороннем порядке практически ежедневно. Но такие параметры, как грейс–период, процентная ставка и стоимость обслуживания карты, будут неизменны в период действия кредитного договора с клиентом.
"Длительность грейс–периода на рынке вряд ли будет увеличиваться, уже сейчас немало предложений с оптимальным сроком беспроцентного периода, — говорит Александр Жуков. — Но будет набирать обороты тренд на “гибкие” банковские продукты, в том числе “карты–конструкторы”, когда клиент может подключать по своему усмотрению различные услуги и сервисы, исходя из своего платёжного поведения и предпочтений. Например, категории повышенного кешбэка, снятие наличных без комиссии в любом банкомате, переводы и прочее".
"Мы со своей стороны видим тренд на бесплатность карт, увеличение длительности льготного периода, акционные предложения с кешбэком, тренд на более лояльные условия для снятия наличных", — рассуждает Дикарев. По его оценке, какое–то время назад стандартом был грейс–период 50 дней, сейчас — 120 дней. Многие банки так или иначе экспериментируют: выводят новые продукты с более длинным сроком, проводят временные акции. Если посмотреть на западный рынок, то в ряде случаев длительность льготного периода достигает полутора и более лет. "Всё упирается в экономику продукта. Если банк найдёт способ зарабатывать, то в теории грейс–период может быть бесконечно длинным, — резюмирует Дикарев. — Высокие ставки кешбэка возможны только в рамках временных акций. Часто можно увидеть цифры 5–10–15% и даже более, но либо будет низкий “потолок”, либо действие только в той или иной категории. Стандартный кешбэк редко отличается от 1%".
За 2022 год ВТБ увеличил портфель кредитных карт в Петербурге и Ленобласти на 8%. Это наибольший прирост среди розничных продуктов, исключение составила ипотека (+16%). Рост выдач в феврале по сравнению с январём составил 25%, в марте мы наблюдаем похожую тенденцию. При этом мы не фиксируем существенных изменений просроченной задолженности по кредитным картам. Важным трендом станет перераспределение спроса в сторону программ рассрочек. В январе мы запустили услугу рассрочки по кредитной карте. В конце года также намерены запустить BNPL–сервисы, которые позволят совершать покупки на короткий срок без процентов и переплат непосредственно в маркетплейсах и магазинах.
Александр Вялков
начальник управления розничных продаж ВТБ в Петербурге и Ленинградской области.
С января 2023 года по текущий момент кредитные карты "Сбера" оформили около 70 тыс. петербуржцев. Этот объём более чем в 1,5 раза превышает показатели за аналогичный период 2022 года. В целом прошлый год также продемонстрировал стабильный рост интереса жителей Петербурга к этому инструменту: банк выдал на 68% больше кредитных карт, чем на протяжении 2021 года. Торговый оборот по действующим кредиткам увеличился на 8%, до 10 млрд рублей в месяц в среднем. Популярности продукта способствовало и появление кредитной "СберКарты", которую мы запустили в конце лета 2021 года.
Александр Закурдаев
заместитель председателя Северо–Западного банка Сбербанка