Удовольствие для богатых: россияне начали экономить на презервативах

Автор фото: vostock-photo

Тенденция может привести к всплеску заболеваний, передаваемых половым путём.

По данным Росстата, в России заболеваемость венерическими заболеваниями ежегодно снижается. Так, в 2022 году показатели распространённости сифилиса по сравнению с 2021 годом упали на 17,3%, гонококковой инфекции — на 27,7%, вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) — на 17,2%. Тем не менее в течение прошлого года было зарегистрировано 61,4 тыс. человек с болезнью, вызванной ВИЧ, и бессимптомным инфекционным статусом, также вызванным ВИЧ. Причём, как отмечают аналитики Росстата, половина всех выявленных больных ВИЧ приходится на 14 субъектов РФ. Санкт–Петербург — в их числе.

Натуральный риск

"Одним из основных источников риска заражения инфекциями, передаваемыми половым путём, является поведенческий фактор. Он прежде всего включает незащищённый секс без презерватива", — считает Елена Великжанина, акушер–гинеколог–эндокринолог "Инвитро".
Между тем фармацевтические аналитики фиксируют тенденцию снижения популярности презервативов в России ещё с 2012 года. В частности, в 2022 году спрос на презервативы снизился примерно на 16,5% в аптеках и более чем на 6% в торговых сетях.
"Действительно, популярность презервативов в качестве метода контрацепции падает, — подтверждает Ольга Шуппо, научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic. — Это во многом обусловлено упором в обществе на натуральность и естественность во всех сферах жизни, что весьма активно популяризируется как в прессе, так и блогерами. Под этим давлением всё больше мужчин предпочитают вообще не предохраняться. В свою очередь женщины склоняются к применению оральных контрацептивов, которые защищают от беременности, забывая при этом, что риски передачи половой инфекции такие препараты не снижают".
Светлана Мануйлова, заведующая гинекологическим отделением клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной ул., высказывает другую версию.
"Если смотреть на ситуацию оптимистично, тенденцию к снижению популярности презервативов в России можно объяснить формированием правильного полового поведения, — полагает она. — В частности, стремлением иметь одного надёжного партнёра. В этом случае отсутствует необходимость профилактики половых инфекций и можно выбрать другой, более комфортный метод контрацепции. Однако, возможно, свою роль играет и неуклонно растущая стоимость барьерной контрацепции".

Не всем по карману

Как отмечает Сергей Шуляк, генеральный директор аналитического агентства DSM Group, в первую очередь спрос упал на барьерные средства контрацепции высокой ценовой категории. "В аптеках, как правило, представлены дорогие презервативы зарубежных производителей, — поясняет он. — Более дешёвые российские марки обычно продаются в небольших продуктовых магазинах. Поэтому, если говорить в целом о рынке, то ситуация будет несколько иная. И конечно, ни о каком снижении популярности презервативов речь не идёт".
По подсчётам "ДП", аптечная наценка на презервативы в среднем составляет около 40%. По словам Сергея Шуляка, это объясняется тем, что аптекам сложно конкурировать с фуд–ретейлом, который за объёмы получает от поставщиков достаточно хорошие скидки. "Кроме того, высокая аптечная наценка зачастую обусловлена недостаточно продуманной ценовой политикой на парафармацевтику", — считает Сергей Шуляк.
Падение спроса на презервативы, реализуемые через аптечные сети, также обусловлено непрекращающимся повышением цен. По данным DSM Group, в 2018 году средневзвешенная цена одной упаковки составляла 246,6 рубля. В 2021 году она выросла до 291 рубля, а к настоящему моменту стоимость одной пачки презервативов составляет уже 354 рубля. При этом на маркетплейсах продукцию тех же брендов можно приобрести в 2 раза дешевле. Например, на Ozon стоимость одной упаковки презервативов популярного бренда начинается от 176 рублей. Примерно по таким же ценам представлены менее известные презервативы из Великобритании, Китая, Малайзии, Таиланда, Германии.
Но даже с минимальной наценкой презервативы многим оказываются не по карману. Это подтверждает ряд исследований, согласно которым в настоящее время лишь 50% лиц при сексуальном контакте с новым партнёром пользуются презервативами. 10% подростков вообще никогда не используют барьерные средства контрацепции.
Российские презервативы дешевле импортных примерно в 2–3 раза, однако пока их доля на рынке крайне незначительна. Хотя с 2018 года она неуклонно растёт. По данным DSM Group, если в 2018 году доля отечественных презервативов составляла всего 0,6%, то к марту 2023–го она достигла 7,2%. К числу ведущих российских производителей средств барьерной контрацепции аналитики BusinesStat относят такие компании, как Армавирский завод резиновых изделий (производит презервативы "Эрос" и "Азри"), ООО "Бергус" (презервативы Bayan и "Гладиатор"), ООО "КИТ" (презервативы Torex), ООО "СК–Визит" (презервативы Sitabella). Кроме того, в 2021 году АО "Обновление" начало выпускать презервативы FeelMore.
В свою очередь доля импортных средств барьерной контрацепции хоть и незначительно, но снижается. К настоящему моменту она составляет 92,8%. Наиболее популярными марками являются Durex, который занимает 42,6% рынка, и Contex с долей 38,7%. Оба бренда входят в портфель британской Reckitt Benckiser Group Plc, ещё в апреле 2022 года решившей прекратить работу в России и передать бизнес третьим лицам. Однако свои планы корпорация до сих пор так и не осуществила. Как и другие зарубежные производители и поставщики барьерных средств контрацепции в Россию.

Опасная стабильность

Аналитики Mordor Intelligence прогнозируют, что до 2027 года мировой рынок презервативов вырастет на 8,02%. Однако, по мнению Сергея Шуляка, российский рынок барьерных контрацептивов в ближайшее время не ожидает никаких колебаний.
"В России население стабильное, поэтому рост рынка может происходить только за счёт популяризации использования презервативов. Других способов увеличить долю рынка не существует. Но в это надо вкладывать деньги. Поэтому, скорее всего, рынок не ожидает ни роста, ни падения", — убеждён эксперт.
В сложившейся ситуации частные компании вряд ли станут заниматься активной пропагандой барьерной контрацепции. Зарубежные — в силу неопределённости своего положения на российском рынке. Отечественные — ввиду отсутствия необходимых финансов.
Впрочем, в популяризации презервативов в первую очередь должно быть заинтересовано государство. Ведь лечение инфицированных ВИЧ в любом случае обойдётся дороже, чем инвестиции в рекламу, установка кондоматов с презервативами по доступным ценам и обеспечение льготных условий для отечественных производителей. Не говоря уже об ответственности за здоровье своих граждан.