Донести идею: зачем нужен режиссёр массовых мероприятий для бизнеса

Практически каждая компания со временем сталкивается с необходимостью провести какое-либо мероприятие: собственный юбилей, праздник для клиентов или конференцию с партнёрами. Для грамотно выстроенного события всегда нужен режиссёр, и от его профессионализма будет зависеть конечный результат, который скажется на репутации организатора. Об ответственности и конкуренции в этой нише, рассказала Татьяна Трошнева, постановщик шоу-программ, конференций и церемоний, специалист с многолетним стажем.

Какие мероприятия сегодня больше востребованы у заказчиков?
— За прошедшие три года выросла популярность онлайн-мероприятий, сейчас на них специализируются многие агентства. Меня стали чаще приглашать на крупные деловые мероприятия — ПМЭФ, Международная неделя бизнеса в Уфе, Красноярский экономический форум.
Ивенторов можно условно разделить на несколько категорий: одни специализируются на корпоративных вечеринках, другие — на деловых событиях, а многие, в том числе я, готовы сделать практически любое мероприятие. Но мне больше по душе масштаб и атмосфера крупного праздника.
Нужен ли сегодня режиссёр праздников при таком разнообразии предложений на ивент-рынке?
— Однозначно нужен! Сейчас стало очень много "режиссёров" в плане проведения деловых мероприятий, но это скорее хорошие исполнители/организаторы. А в сегменте праздников — чтобы была идея, образ, чтобы всё было продумано, срежиссировано— таких специалистов не много.
Ведь чем праздник отличается от спектакля в театре — у тебя нет права на ошибку, он не повторится. Необходимо его так продумать в своей голове, так объяснить команде, чтобы уже на площадке не увидеть то, чего ты не ожидал. Режиссёру необходимо получить именно такой результат, который он заложил изначально. Если заранее не продумать всех нюансов, не отработать с техническими службами и артистами, то на сцене будет хаос, который не должен увидеть зритель.
Много ли сейчас таких специалистов, насколько высока конкуренция?
— Режиссёр — это личность со своим почерком. И ярких представителей профессии всё меньше, по сути, она умирает: становится больше дельцов, а не творцов. Поэтому и конкуренция сходит на "нет".
Своим примером мне хочется популяризировать эту профессию. Зажигать сердца, когда выхожу на площадку. Заражать тем драйвом, который получает истинный творец, когда сценическая картина выстраивается именно так, как было задумано. И в том числе, как нужно клиенту.
А клиент обычно понимает, что ему нужен именно режиссёр?
— Нет, не всегда. Вообще в последнее время само понятие "режиссёр" для многих стало просто словом. Некоторые клиенты считают, что это администратор, который курирует работу технических служб, репертуар артистов и вносит бесконечные правки в сценарий после комментариев.
Я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда заказчик прописывает в договор обязанности режиссёра, которые в принципе он не должен исполнять. Для многих функций есть целая группа сотрудников, если мы говорим про ивент-агентства: аккаунт-менеджер, проджект-менеджер — в итоге набирается довольно большая команда. Но иногда клиент хочет взять только одного режиссёра, и в его понимании это всё: организация, администрирование, творческая составляющая и прочее. А по факту режиссёр праздника – это в первую очередь творческая составляющая события, фантазёр.
Интересно, и по поводу сценария тоже бывают дискуссии?
Да, конечно, у каждого своё понимание, что это такое. Когда я говорю про профессионализм, я имею в виду, что рабочим документом режиссёра является технический сценарий, то есть план действий на сцене — кто и что исполняет, какие свет, звук, видео, спецэффекты. Для некоторых же клиентов сценарий — это просто тексты ведущих.
Как рождается идея праздника? Много ли зависит от желаний заказчика или есть достаточное пространство для творчества?
— Прежде всего, заказчик предоставляет техзадание. Сначала идут предлагаемые обстоятельства, например — 50-летие компании, в Ледовом дворце, 12 тыс. зрителей. Хороший клиент ставит конкретные цели, задаёт правильные предлагаемые обстоятельства и просит, например, визуализировать миссию компании.
Дальше мне нужно "сесть за стол" и погрузиться в работу, уже в процессе этого рождаются идеи. Однако, имея большой опыт, понимаешь — то, что гениально для тебя, не всегда понравится заказчику. Поэтому я обычно прописываю до трёх альтернативных вариантов.
Для подачи предварительной версии праздника хорошо показать картинку – лучше мини-ролик, чтобы люди видели, как будут выглядеть декорации на сцене, и краткое описание, что будет происходить поэпизодно.
Часто при малых возможностях нужно выполнить много задач. Любимый пример —клиент хочет пригласить на своё мероприятие самую популярную группу. Когда слышит размер гонорара, технический и бытовой райдеры —уже склоняется к менее востребованному артисту, заканчивается же история приглашением какого-нибудь ди-джея, малоизвестного, но вписывающегося в бюджет. Времени же на всё это тратится порой довольно прилично.
Поговорим о бюджетах. Насколько я понимаю, это довольно важная составляющая, но с другой стороны, успех проекта не всегда зависит от денег…
— Да, вы совершенно правы. Конечно, если бюджет позволяет, то можно развернуть фантазию, пригласить хорошего технического подрядчика, звёздного ведущего и создать с ними супершоу.
Но иногда я со стороны наблюдаю за такими проектами и понимаю, что чего-то не хватает. Вроде бы хороший бюджет, много артистов, декорации красивые, костюмы дорогие, всё блестит и кружится, но нет изюминки. Смотришь и не понимаешь —ради чего всё это? Поэтому я и говорю, что профессионалов в сфере праздника мало— важна идея.
Праздник — это атмосфера, зритель должен в неё окунуться. Никакая компания не хочет проводить мероприятие просто так, чтобы выкинуть деньги. Малобюджетное, но душевное мероприятие может подарить гораздо больше эмоций, чем "шари-вари" и мультимедийный хаос на сцене.
У вас есть постоянная команда или вы привлекаете помощников на подряд?
— Когда меня приглашают как режиссёра, я сразу обозначаю, что приведу свою команду, она небольшая. Это помощник режиссёра, который выполняет ещё и функции администратора. Художник по свету создаёт всю световую партитуру. Декоратор вместе со мной придумывает образ праздника. Видеорежиссёр создаёт видеоконтент, музыкальный редактор собирает музыку, а если требуется, то привлекает композиторов. Всего 5-6 человек вместе со мной, режиссёрско-постановочная группа, которая решает художественные вопросы мероприятия.
В случае необходимости появляются дополнительные люди, помогающие с реализацией праздника — выпускающие режиссёры, хореограф, суфлёр, режиссёр трансляции.
Но вообще в последнее время я часто работаю одна, как приглашённый режиссёр. На переговорах сразу прошу встречу с техническим директором. Для меня это важно, чтобы понять, с какой технической командой я буду иметь дело и каков административный ресурс. Если меня кто-то в команде не устраивает, то предлагаю привлечь своего специалиста.
Каким проведённым мероприятием вы гордитесь больше всего?
— Самое дорогое для меня мероприятие— это акция "Непокорённый Ленинград" на Дворцовой площади, которую мы проводили совместно с коллегами из районного дома творчества. В этом событии слились и личные переживания, и масштаб события, и возможность реализовать идею. И тут небольшой бюджет не имел значения.
А с чего вообще начинается карьера режиссёра, наверно это непростой путь?
— Мой путь был предопределён с самого начала. Я была активной уже в детском саду, участвовала во всех концертах. Творческая деятельность продолжилась в школе и пионерской организации. Все эти ивенты, как сейчас говорят, я уже в детстве в себя впитала. Мне всё время чего-то хотелось помимо учёбы.
После 11 класса автоматически попала в ВУЗ с техническим профилем, но оставила его уже после первого курса, поступив в Институт культуры. Все пять лет обучения я буквально жила там, потому что знала — это моё. Уже тогда я поняла, что хочу организовать церемонии открытия/закрытия Олимпийских игр: мне очень нравятся именно массовые мероприятия. После института были Дворец творчества молодёжи и агентства праздников. За время работы познакомилась со множеством людей и постепенно пришла к тому, что работаю на себя.
Получается, вы окончили ВУЗ и начали трудовую деятельность в 90-е. Непростое время, не было мыслей сменить профессию?
— Вы знаете, нет. Конечно, было и бывает тяжеловато, но я всегда знаю, что работа меня найдёт.
Как бы ни хотелось иногда сгоряча бросить всё и встать на другой путь, сделать это по большому счёту уже не получится, потому что профессия внутри тебя. У меня большая база артистов, связей — и надеюсь, не зря.
А если говорить о достижениях, пик карьеры уже пройден или ещё впереди?
— Нет, я ещё не чувствую, что в моей жизни произошло событие, которое является вершиной моего творчества. Я уже говорила, что для меня самое значимое событие — это церемония открытия Олимпийских игр. Пока в моей жизни этого события не случилось, так что есть к чему стремиться.