Совладелец гольф–клуба приобрёл бывшую петербургскую "дочку" Wärtsilä

Автор фото: wartsila.com

Бывшую петербургскую "дочку" финского судостроительного концерна Wärtsilä приобрёл гольф–партнёр сына главы Администрации морских портов Балтийского моря

Петербургский производитель оборудования для морской навигации ООО "Транзас Навигатор" теперь полностью принадлежит предпринимателю Дмитрию Лагутину. С 2014 года он в равных долях с сыном руководителя ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря" (структура Минтранса) Петром Париновым владеет ООО "Суоранда гольф–клуб".
Это вторая сделка с "Транзас Навигатором" после того, как прошлым летом Wärtsilä заявила о выходе из российского бизнеса. Сначала компанию приобрела группа бизнесменов, и Лагутин был лишь одним из них. "Организационные решения, включая консолидацию пакета долей в одних руках, оптимизируют процесс адаптации компании к работе в новых условиях", — объяснил "ДП" представитель "Транзас Навигатора".
В последние годы "Транзас Навигатор" производил навигационные системы для СПГ–танкеров, которые "Новатэк" строит для проекта "Арктик СПГ 2", виртуальные тренажёры для моряков и картографические сервисы для судовладельцев.
Пилотный проект по дистанционному обучению моряков с применением облачных технологий "Транзас Навигатор" запустил в Морском учебно–тренажёрном центре Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова летом 2020 года. Тогда же "Транзас Навигатор" подписал контракт с Samsung Heavy Industries Co на оснащение средствами навигации и связи серии из пяти новейших СПГ–танкеров, строящихся для проекта "Арктик СПГ 2". Поставка оборудования по контракту началась в 2020 году и должна завершиться до конца 2023–го.
В конце июля представители "Транзаса" заявили о планах вывести на рынок картографический сервис, который закроет потребности российских судовладельцев в получении и обновлении навигационных карт и пособий, а также о разработке новой бортовой навигационной системы.
"Транзас Навигатор" оказался первой компанией, публично заявившей о том, что международные санкции пошли ей на пользу. "Независимая организационная структура, собственные бизнес–процессы, система качества и независимая ERP–система позволили нам выйти из Wärtsilä без операционных проблем. Все контрактные обязательства исполняются, продукты поддерживаются. Под российский флаг перешёл весь бизнес “Транзаса”, и теперь центр принятия решений находится в России, ушла излишняя формализация, ускорились многие бизнес–процессы. Ограничения, связанные с санкционной дисциплиной финского флага, не оказывают на нас никакого влияния", — заявил директор компании по маркетингу Иван Василенко.
От ответа на вопрос об исполнении конкретных контрактов представитель компании уклонился, впрочем, на портале "Электронное правосудие" сведений о судебных претензиях к "Транзас Навигатору" на данный момент нет. По словам Ивана Василенко, вместо Wärtsilä софт для навигационного оборудования поставляет теперь "Транзасу" российский резидент Сколково ООО "Навикс".
Ставший недавно 100%–ным владельцем "Транзас Навигатора" Дмитрий Лагутин имеет многолетний опыт самостоятельной коммерческой деятельности, только с морской навигацией она не связана. По данным СПАРК, с февраля 2014–го ему принадлежат 50% зарегистрированного в Ленинградской области ООО "Суоранда гольф–клуб". Другие 50% — у сына руководителя ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря" Петра Паринова. Несмотря на спортивное название, в качестве основного вида деятельности "Суоранды" указана подготовка строительной площадки. Сведений о выручке за 2021 год нет.
В сентябре прошлого года Дмитрий Лагутин приобрёл ещё одну компанию, которая специализируется на производстве морского навигационного оборудования, — ООО "Юниконт дизайн". Сама по себе она показывает сравнительно небольшие финансовые успехи — 83 млн рублей выручки за 2021 год, но ей принадлежат 85% петербургского ООО "НТИ", которое, как и "Транзас Навигатор", специализируется на производстве морского навигационного оборудования. НТИ работает с 2016 года, имеет представительства в восьми городах России и указывает на своём сайте десятки судов, которые оснастила навигационными системами с 2018 по 2020 год, среди которых есть даже атомный ледокол "Арктика". Выручка НТИ за 2020–й составила 2,4 млрд рублей, показатели финансовой деятельности за 2021–2022 годы не указаны. Эта компания юридически с Wärtsilä никогда связана не была.
По словам технического директора маломерного судостроения производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" Сергея Мазурика, основная задача российских производителей навигационного оборудования сегодня — создание полноценной судовой навигационной системы со спутниковой связью.
"В России такая система есть только в военном судостроении, а для гражданских судов она отсутствует. Тот же “Транзас” поставлял навигационные системы, подключённые к западным спутникам, и когда Wärtsilä ушла из России, многие оснащённые этими системами суда “ослепли”. Пожалуй, самое важное, что может сегодня сделать “Транзас”, — системы полностью отечественного производства, которые позволят им “прозреть”", — говорит эксперт.
Заместитель генерального директора АО "ЦНИИ морского флота" Александр Буянов не видит проблем в выходе финской Wärtsilä из ООО "Транзас Навигатор".
"“Транзас Навигатор” — изначально российская компания, которую в какой–то момент купила Wärtsilä. Это, безусловно, развило её компетенции, улучшило качество продукции, но не думаю, что уход Wärtsilä станет для неё фатальным. Там остались люди со знаниями, навыками и наработками — уверен, они смогут выполнить все обязательства “Транзас Навигатора”, взятые им в финский период, и благополучно будут развиваться дальше…" — полагает эксперт.
У финского холдинга Wärtsilä были три "дочки" в России, и все они находились в Петербурге. Помимо "Транзас Навигатора" это ООО "Вяртсиля Восток" и АО "Вяртсиля цифровые технологии".
ООО "Вяртсиля Восток" занималось выпуском винторулевых комплексов для российских заказчиков, а также разработкой проектов гражданских судов. По одному из них (5670WSD) ПСЗ "Янтарь" строит рыболовный морозильный траулер "Виктор Гаврилов", один из самых больших на сегодня. С середины июля 100%–ным владельцем компании стал её генеральный директор Константин Норцев. Некоторое время спустя компанию переименовали в ООО "В–Восток".
АО "Вяртсиля цифровые технологии", которое специализировалось на создании программного обеспечения для систем навигации для управления судов, формально существует и сегодня. Его акционеры не раскрываются. В середине июня команда компании создала новый бизнес — ООО "Эволюция морских цифровых технологий" (ЭМЦТ), чей представитель заявил о готовности взять на себя задачи экспертной и технической поддержки текущих пользователей Wärtsilä, а также разработать и вывести на рынок отечественные программно–аппаратные решения, которые смогут заместить продукты Wärtsilä. 90% ЭМЦТ принадлежат петербургскому ООО "РБР–фактор" Натальи Клименко, бизнес–партнёра бывшего главы "Ленфильма" Эдуарда Пичугина.