С больной головы: петербуржцы перестали брать кредиты

Автор фото: Ермохин Сергей
Объединённое кредитное бюро (ОКБ) 9 марта обнародовало статистику по ипотечному кредитованию в январе. По сравнению с первым месяцем 2022 года количество и объём новых займов сократились в стране на 38%. И всё бы ничего, но на первом месте по снижению — Санкт–Петербург, причём с большим отрывом. Число выданных в городе кредитов сократилось на 60%, их объём — на 56%. А вот средний ипотечный "чек" вырос — сразу на 9% (с 4,63 млн до 5,04 млн рублей). Хотя, скажем, в Москве он за год не изменился, а в Подмосковье даже снизился на 2%.
ОКБ в своём релизе не анализирует причины сомнительного лидерства Петербурга, но они лежат на поверхности — рекордный рост цен за "квадрат" в новостройках (не только в абсолютных цифрах, но и в относительных по сравнению почти со всеми регионами) при околонулевой динамике доходов горожан. Ещё относительно недавно, 5–7 лет назад, чтобы определить среднюю цену "квадрата" в городе, достаточно было взять московскую и поделить на два. С тех пор эта дельта сократилась почти наполовину, притом что разница в доходах жителей двух столиц остаётся огромной.
Как уже писал "ДП", в январе–феврале застройщики не вывели в Петербурге в продажу ни одного нового жилого комплекса. Девелоперы называют разные причины этой паузы — от геополитики до сокращения числа подготовленных под застройку пятен. Но в любом случае сокращение предложения неизбежно приводит к одному — дальнейшему росту стоимости квадратного метра.
Должны ли на это реагировать городские власти? Должны. И они реагируют. Но несколько странно — например, через создание Градостроительной комиссии. То есть через ужесточение требований к застройщикам по возведению инфраструктуры — школ, детских садов, поликлиник и подъездных дорог. Каждый вложенный девелоперами в это рубль включается в конечную стоимость жилья, а значит оплачивается петербуржцами.
Увеличивая "социальную нагрузку" на застройщиков, чиновники решают главную для себя задачу — разгружают расходную часть бюджета. Но всё из ничего не берётся. И получается, что эти "сэкономленные" казённые миллиарды просто–напросто ложатся дополнительным грузом на горожан. Хотя строительство инфраструктуры — прямая функция государства. Так же, впрочем, как и создание условий для доступности жилья.