Страницы в наушниках: электронные книги сдают позиции, продажи бумажных растут

Автор фото: vostock-photo

Продажи цифровых книг в 2022 году остались на уровне 2021–го. Представители рынка надеются, что в ближайшие годы ситуация изменится и доля электронного чтения вырастет вдвое, если не помешают пираты.

Продажи цифровых книг в России по итогам 2022 года впервые за последние годы не показали никакого роста. Ситуацию усложняет рост пиратства и прекращение публикации новинок некоторых популярных иностранных авторов.
При этом рынок бумажных книг демонстрирует пусть и совсем небольшой, но всё же рост. А книжные магазины в Петербурге развиваются стабильно, продолжая открывать новые точки.

Экосистемы в атаке

2022–й оказался очень непростым годом для рынка цифровых книг, замечает генеральный директор группы компаний "ЛитРес" Сергей Анурьев. Его ёмкость осталась на уровне 2021 года — 11 млрд рублей, из которых 7,988 млрд приходится на электронные книги, а 3,020 млрд — на аудиоформат.
Анурьев замечает, что среди основных факторов, влиявших на рынок, можно отметить глобальную перестройку платёжных и рекламных сервисов весной–летом 2022 года, из–за чего многие пользователи контентных сервисов столкнулись с проблемами при оплате покупок и подписок. А сами сервисы были ограничены в возможностях привлечения новых пользователей из–за ухода из России ряда значимых игроков рекламного рынка.
"После запрета трансграничных платежей Visa и Mastercard перестали работать платежи у живущей в России аудитории в магазинах цифровых товаров App Store и Google Play. У нас, например, на их долю приходилось до 60% доходов b2c–направления. Также возникли проблемы с приёмом зарубежных платежей. Безусловно, этим пользователям мы оперативно постарались предложить альтернативные варианты оплаты. Но на темпах роста выручки это по итогам года не могло не сказаться", — подчёркивает эксперт.
Ранее в "Эксмо–АСТ" рассказали "Ведомостям", что весь книжный рынок страны в денежном выражении (включая цифровые книги и учебную литературу) вырос на 10%, до 109 млрд рублей. Но по количеству выпущенных экземпляров коммерческий рынок бумажных книг просел на 7%.
Руководитель сервиса "Строки" от МТС Евгения Рыкалова также отмечает, что рынок бумажных книг показал рост, но выражается он именно в деньгах, а не в экземплярах. Что касается рынка цифровых сервисов, то её оценка совпадает с вышеизложенными: он остался при своих. Причин у этого несколько, и они тоже уже упоминались: уход некоторых игроков, временная недоступность систем оплаты и т. д.
"Но при этом на рынке цифровых книг произошёл тектонический сдвиг — в сентябре мы запустили новый книжный сервис “Строки”, а в декабре произошёл перезапуск книжного сервиса от ещё одного экосистемного игрока. Думаю, что главные изменения мы будем наблюдать именно в этом году", — добавляет она.
Речь, по всей видимости, идёт о сервисе "Букмейт" от "Яндекса". Однако стоит заметить, что и другие мобильные операторы "большой четвёрки" уже успели обозначить свои интересы на рынке электронных и аудиокниг. В виде отдельного приложения появился сервис "Билайн Книги". А Tele2 предлагает пользователям сразу два варианта книжной подписки в совместном проекте с "ЛитРес". Своя программа сотрудничества с "ЛитРес" есть и у "МегаФона".
В 2022 году темпы продаж электронных книг на "ЛитРес" впервые за несколько лет превысили темпы продаж литературы в аудиоформате. Всего было продано более 16,6 млн экземпляров произведений в этом формате, что на 5% больше, чем в прошлом году. Выручка от продажи электронных книг выросла почти на 8% по сравнению с 2021 годом, что на 3 п. п. больше роста сегмента электронных книг в России в целом (5%). Выручка от продажи аудиокниг на "ЛитРес" осталась примерно на том же уровне, в то время как ёмкость рынка аудиокниг в России снизилась на 10%.
Сергей Анурьев считает, что в качестве одного из позитивных трендов 2022 года можно назвать рост маржинальности продаж цифрового контента в РФ и СНГ за счёт отсутствия комиссий Apple и Google. Ещё один положительный момент — пользователи всё чаще выбирают подписные модели потребления цифрового контента, которые являются наиболее выгодными в текущих условиях.

Пираты наготове

Интересно, что, как следует из данных доклада "Книжное дело 2022", опубликованного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), несмотря на распространённость гаджетов, большинство представителей молодёжи используют все книжные форматы. Бумажные и электронные книги популярны среди них примерно в равной степени. 90% опрошенных читают бумажные книги, 83% пользуются электронными. Аудиокниги при этом оказались менее востребованы — их слушают 56% россиян до 35 лет.
Но число пользователей сервисов электронных и аудиокниг всё равно растёт. По оценкам сервиса "Строки", в ближайшие 2 года доля электронного чтения может вырасти вдвое. На развитие этого рынка активно работают цифровые экосистемы.
"Доля электронных книг уменьшилась с 24% в первом полугодии 2021–го до 16%. Однако в долгосрочной перспективе особенного сокращения этой доли представители книжного рынка пока не ожидают", — говорится по этому поводу в исследовании НАФИ.
Пользовательское поведение подписчиков сервиса "Строки" подтверждает рост интереса к цифровым форматам и готовность за них платить по разным моделям.
"Новые цифровые книжные сервисы предлагают не только саму книгу, но и формат, который более удобен пользователю, учитывает его пожелания, создают систему рекомендаций. Это требует больших инвестиций в развитие самой платформы. Пиратские ресурсы не будут этим заниматься. Поэтому конкуренция в цифровых книгах в ближайшей перспективе уйдёт именно в доступность и удобство сервисов", — считает Евгения Рыкалова.
Впрочем, влияние книжного пиратства на рынок усиливается.
"Ряд экспертов уже отмечают тенденцию на учащение пиратских скачиваний книг. В частности, Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) зафиксировала рост количества запросов на бесплатное скачивание литературных произведений на 30% по сравнению с 2021 годом. По мнению представителей АЗАПИ, в 2022 году рост пиратства удастся сдержать. Но если ситуация на книжном рынке продолжит развиваться в наметившихся направлениях (удорожание стоимости книг, ограничение их доступности), пятая часть потребителей легального книжного контента могут начать пользоваться пиратскими ресурсами", — подчёркивается в исследовании НАФИ. По оценке экспертов, в этом случае рынок может недосчитаться 2 млрд рублей.

Сувениры теснят

На этом фоне продолжают развиваться розничные книжные магазины, открывая новые точки. Серьёзного сокращения в данной сфере не наблюдается.
В Петербурге, по данным 2ГИС, на сегодняшний день работает более 540 книжных магазинов. В прошлом году в городе появилось несколько новых независимых книжных. Например, магазин "Даль" с философским уклоном, свой шоурум открыло издательство AdMarginem.
Также в Петербурге открылся Masters Bookstore, а "Фаренгейт 451" переехал в новую локацию. В этом году команда "Подписных изданий" откроет букинистический магазин на Литейном проспекте вместо закрывшейся там "Академкниги".
Генеральный директор компании KNRU Татьяна Клименко отмечает, что книжные магазины наиболее актуальны для центра Петербурга. Ситуация в данном случае аналогична сувенирным лавкам, для которых наиболее интересны небольшие помещения площадью от 50 до 150 м² и места с высоким трафиком.
В Nikoliers рассказали, что книжных магазинов в конце 2022 года на основных торговых магистралях города насчитывалось всего пять, четыре принадлежали сети "Буквоед". Один располагается на Большом проспекте П.С., четыре других — на Невском проспекте. Там же расположен и обновлённый Дом книги в Доме Зингера.
Аналитики рынка недвижимости отмечают, что гораздо более активно, чем книжные, сейчас развиваются как раз сувенирные лавки, число которых из–за отсутствия туристов в Северной столице во время пандемии сильно сократилось.
"В 2022 году в Петербурге выросло число открытий сувенирных магазинов: в январе–декабре на пяти основных торговых коридорах появилось семь магазинов этого сегмента, тогда как за весь предыдущий год открылись только три торговые точки. Примечательно, что шесть из семи новых сувенирных были открыты во II–III кварталах, в преддверии и во время летнего сезона", — уточняют в компании Nikoliers.
Только на Невском проспекте с начала 2017 года по конец 2022–го количество сувенирных лавок выросло с 12 до 19, при этом соотношение сетевых сувенирных и несетевых также изменилось: в 2017–м только четверть магазинов состояла из несетевых лавок, а в 2022–м на них приходилось уже 42%.